Статистика Министерства просвещения неутешительна. Согласно ей, около 65% всех первоклашек имеют те или иные речевые нарушения. Каждый 5-й ученик первого класса сталкивается с трудностями в обучении, при этом почти 80% из них – в чтении, а у каждого 10-го школьника проявляется дислексия.
Как правило, родители узнают, что у их ребёнка дислексия достаточно поздно – в 3-4-м классе, когда уже явно видно, что причина трудностей в обучении не в лени или каком-либо умственном отклонении, а именно в дислексии, дисграфии.
Ведь дислексия – это особенность функционирования мозга, при которой интеллект ребёнка полностью сохранный, но из-за рассогласованности в работе полушарий мозга обучение ему даётся с большим трудом.
Можно ли самому распознать дислексию?
Приводим 10 основных признаков, которые могут указывать на наличие проблемы.
1. Неправильный захват пишущих предметов
На это стоит обратить внимание сразу же, как только ребёнок начнёт рисовать. Будет видно, как он держит карандаш. Конечно, сразу он не возьмёт его правильно, поэтому данному навыку необходимо учить. Если же и во 2- 3 классе сохраняется неправильный захват ручки, то это повод обратиться к специалисту.
2. Неаккуратность и неровность почерка
У большинства дислексиков крайне неаккуратный почерк: строчки прыгают, буквы налезают друг на друга, имеют разную высоту. Как правило, его можно охарактеризовать классической фразой «пишет как курица лапой».
3. Наличие на письме дислексических ошибок
Под ними в первую очередь понимается пропуск букв и слогов в словах, перестановка букв и замена между собой букв, которые схожи по написанию (например, п-к, м-и). При этом эти ошибки ребёнок не видит и допускает постоянно.
4. Трудности с чтением
Ребёнок с большим трудом читает, читает крайне медленно и по слогам. У него может не хватать воздуха для произношения даже небольшого предложения. Во время чтения начинает кружиться голова. При дислексии отмечается угадывающее чтение, пропуск букв и слогов, додумывание окончаний.
5. Сложности с воспроизведением информации
Обычно детям с дислексией крайне сложно повторить только что прочитанный текст. Они просто не помнят о чём читали, так как все усилия и внимание потратили на то, чтобы прочитать текст, а не понять и запомнить его.
6. Психоэмоциональная неустойчивость
Одним из главных признаков наличия у ребёнка дислексии является психоэмоциональная нестабильность. Это проявляется в том, что ребёнок не может прикладывать усилия для решения учебных задач, остро реагируют или обижается на замечания, долго "застревает" на отрицательных эмоциях и не может переключиться со своих переживаний.
7. Нарушение ориентации в пространстве
Дети-дислексики могут путаться в днях недели, временах года, они долго запоминают, где «право» и «лево». Имеются проблемы с кратковременной памятью.
8. Слабая координация тела
При дислексии часто отмечается плохая координация, что особенно ярко проявляется в упражнении "Бой мяча". Из-за трудностей с координацией очень тяжело даются даже простые физические упражнения, например, "Тучка - Солнышко" и "Ходьба крестом". Они с большим трудом осваивают прыжки на скакалке, хотя все эти физические упражнения являются отличным тренажером для мозга ребенка с трудностями в чтении и письме.
9. Трудности с концентрацией внимания
Дислексикам трудно доводить начатое до конца, они обычно невнимательны и неусидчивы. Если им не интересно что-то делать, то концентрации внимания хватает максимум на 3-5 минут.
10. Гиперактивность и импульсивность
Из-за рассогласованной работы полушарий мозга при дислексии сложно контролировать своё тело не только детям, но даже и взрослым. Им трудно усидеть на месте, отсюда и различные навязчивые движения, а также невозможность сидеть спокойно на уроках в школе.
Как правило, у дислексиков присутствуют почти все эти признаки, поэтому если вы их обнаружили у своего ребёнка, то рекомендуется как можно быстрее обратиться за помощью к специалисту.
Необходимо понимать, что дислексические трудности сами по себе не пройдут, поэтому необходимо обязательно пройти коррекцию и понять, как можно использовать дислексию себе во благо.
Как это сделать? Многие ответы вы найдёте на нашем канале, поэтому подписывайтесь и читайте только полезную и актуальную информацию о дислексии.
Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте: dyslexia.ru
Если понравился материал, ставьте лайк и заходите в онлайн-клуб "Родительская Академия " учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе❤️