Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" обладает достаточно богатой и разнообразной коллекцией предметов из бересты, уникальные свойства которой давно известны. Этот природный материал отличается своей эластичностью, достаточной прочностью, лёгкостью и антисептическими свойствами.
По количеству единиц хранения среди изделий из бересты, представленных в фондах музея-заповедника, первое место занимают бураки. Это сосуды цилиндрической формы, предназначенные для хранения и переноски пищевых продуктов. Другое название бурака – туес. В прошлом они изготавливались в крестьянском хозяйстве на всей территории Русского Севера, в Поволжье и Сибири. На Среднем Урале берестяной промысел зародился в кон. XVII – нач. XVIII вв.
Внутренней стороной туеса являлся «сколотень» - кусок бересты цилиндрической формы, снятый целиком со спиленного дерева.
Сколотни по лицевой стороне оборачивались обшивой, которую делали из прямоугольного пласта бересты. Затем заготовку распаривали в кипятке и вставляли деревянное дно, которое плотно фиксировалось стенками туеса после остывания и высыхания бересты.
Верхняя крышка также тщательно подгонялась по размеру. В большинстве случаев она имела ручку. Если бурак предназначался для хранения продуктов, то ручку делали в виде тычка. Если же в туесе продукты носили, изготавливалась ручка-дужка. Крышка настолько плотно подходила к туесу, что за ручку на крышке его можно было носить даже на дальние расстояния.
Первые бураки оставляли «белыми», без краски и росписи, а во ІІ пол. XIX в. их стали рас-писывать. В Нижнем Тагиле изготавливали именно крашенные и лакированные (шпаклёванные) бураки.
Крашеные изделия были популярны среди крестьянского населения, поэтому стали называться «крестьянскими». На бурак наносили яркий цветной фон и расписывали кистью в традиционной маховой манере.
Шпаклёванные бураки были более сложными по своему оформлению. Шпаклёвка состояла из смеси мела и столярного клея. Изделие шпаклевалось так, чтобы было не видно было «замка» - соединяющего шва. Такие бураки декорировались росписью под малахит, бронзу и «черепашку». На них клеили переводные картинки или гравюры, а затем лакировали. Шпаклёванные бураки были распространены среди более зажиточной прослойки населения и назывались «городскими».
С 30-х гг. XX в. берестяной промысел начал угасать. Постепенно бураки были вытеснены из домашнего обихода железными бидонами и стеклянными банками. Кроме того, быстро получил популярность новый материал, отличающийся лёгкостью, прочностью, высокой износостойкостью и низкой стоимостью – пластмассы.
Светлана Сергеевна Перевозкина, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"