Музыкальная школа поутихла, экзамены сданы, дети благостно расслабились с чувством выполненного долга. "Предпроф" в нашей семье жив, надежды актуальны, ночного сна стало несколько больше.
Я традиционно работаю в колледже весь июнь - участвую в экзаменационной сессии "Мерзляковки", устраиваю консультации и экзамены, сижу во многих комиссиях. Отдохнём в июле и августе, а пока - "горячая пора". Гремит наш переулок с 7 до 21: молодые люди охотно растут над собой. Музыкальное училище - это всегда занятное пространство, полное морального здоровья и смысла.
Увы, не все ребята хорошо слышат. (Речь о музыкальном слухе - материи специфической.) Абитура позволяет выявить безусловных ярких слухачей, коих меньшинство среди зачисляемых инструменталистов.
Только время расставляет всё по местам: кто от природы слабоват - а кто элементарно не доучен, недостаточно информирован. Работаем с каждым, составляем новые негласные рейтинги - кстати, очень подвижные. Студент хочет - студент прогрессирует, факт, каков бы ни был старт. (Справедливо и для будущих теоретиков - а спецкурсы я также веду.)
Мне случалось ранее писать о неизбежной неоднородности сольфеджийных групп: здесь и контрастные природные данные, и несходная трудоспособность ребят. Это проблема любого педагога, практикующего в нашей области на достаточно большой нагрузке. С этим жить, с этим работать.
Сегодня мне хотелось бы поднять ещё и проблему органических природных несоответствий, в пределах одной личности.
Честно говоря, далеко не на первом году своей педагогической жизни я осознала её существование и даже острый драматизм. Как бы то ни было, вопрос серьёзный: цепкое логическое мышление и благодатный музыкантский слух далеко не всегда выступают в неразрывном единстве.
Определённую жалость я испытываю к обоим вариантам "диспропорции". Это "голова" при слабой интонационной реакции - а также отменный высотный слух при отсутствии аналитической потребности.
"Голова" щедра на безошибочные выкладки и светлые решения - но всё ТО ЖЕ на слух либо голосом просто никак. Или же, перед нами подросток эмоционально чуткий, воспринимающий мир ушами, поющий... но категорически не думающий, допускающий вопиющие глупости в суждениях и ничуть от того не страдающий.
Вот как легко расстроить неравнодушного преподавателя! А ведь - представьте! - по умолчанию ВСЕ наши студенты ИГРАЮЩИЕ, прошедшие нешуточный отбор. Как вариант - вокалисты. В этом случае сортировочное "ситечко" приёмной комиссии ещё мельче...
Только вообразите: какое же счастье встретить ученика, гармонично сочетающего в себе гибкий слух, безупречную интонационность и красоту научной мысли! Опыт показывает: таковых исчезающе мало, если строго судить.
Педагогу остаётся лишь смирить гордыню и методично "подкручивать гайки" с обеих сторон, держа руку на пульсе. Отмечать похвалой сильные стороны юноши или девушки, чтобы те звёздочку с неба достали. А потом нагружать - каждого чем-то своим, чтобы жизнь мёдом не казалась. Так и вырастут, подтянутся, созреют... Те, что не сойдут с рельс преждевременно.
Такая вот тема неравновесия и компромиссов в педагогике. Возможно, не только в музыкальной!
Обсудим, друзья?