Найти в Дзене
Кавказ и геополитика

Транспортный коридор «Север-Юг»

Идее создания Международного транспортного коридора «Север-Юг» (МТКСЮ) уже более двадцати лет. Изначально проект был инициирован Россией, Индией и Ираном.

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

Новая транспортная артерия позволила бы оптимизировать перевозку грузов из Индии в Северную Европу, сочетая в себе водные и сухопутные маршруты. Впоследствии к созданию МТКСЮ подключились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Турция, Украина, Белоруссия, Оман, Сирия и Болгария в наблюдательном статусе. В результате проект МТКСЮ представляет собой сложную мультимодальную транспортную сеть, часть инфраструктуры уже доработана или построена и сдана в эксплуатацию, другие маршруты еще находятся в фазе доработки.

Для России развитие МТКСЮ является важным геополитическим приоритетом, что закреплено в ряде стратегических документов. Недавний транспортный коллапс из-за севшего на мель контейнеровоза, перекрывшего Суэцкий канал, еще раз продемонстрировал актуальность создания более надежного альтернативного пути, который связал бы Юг с Севером.

Что сделано за 20 лет

За двадцать лет было сделано многое – построены новые порты и проложены железнодорожные ветки. В результате уже сейчас можно говорить о том, что время транспортировки груза из Мумбаи (Индия) в Россию (Санкт-Петербург) удалось сократить почти вдвое по сравнению с традиционным маршрутом, также существенно уменьшилась и стоимость перевозки. При этом ряд проблем по-прежнему требуют решения – так, есть необходимость в дальнейшем развитии железнодорожной инфраструктуры Ирана, другим важным аспектом является согласование всеми странами тарифов и единых стандартов в оформлении грузов.

Однако эти проблемы не отменяют общий тренд, и в декабре 2020 года были запущены переговоры с целью заключить постоянное соглашение о зоне свободной торговли между всеми участниками-участницами МТКСЮ.

МТКСЮ получил широкую поддержку международных институтов развития: ЕБРР профинансировал строительство ряда участков коридора, БРИКС стал площадкой для обсуждения развития МТКСЮ, а ЕАЭС рассматривает возможность принять в свои ряды Иран, что поможет гармонизировать его таможенное законодательство с общемировыми стандартами и приведет к упрощению процедуры оформления грузов.