День на работе у Вари выдался беспокойный. Библиотеку готовили к капитальному ремонту, поэтому они весь день паковали книжный фонд для переезда во временное помещение, потом грузили книги на машину и перевозили на соседнюю улицу в бывшее помещение банка, где им предстояло работать по крайней мере весь следующий год. Вечером накормив детей, и управившись со скотиной, уставшая легла спать. Среди ночи её разбудил плачь дочери. Варя поспешила в комнату Насти, девочка сидела на кровати и громко рыдала.
- Настёна, что случилось, приснилось что-то страшное?
- Мамочка, у меня вот тут болит.
Девочка показала на грудь в области сердца
- И мне очень страшно мамочка.
- Настёна, миленькая моя, сильно болит?
- Сначала сильно так, как будто меня чем-то укололи, потом просто стало болеть.
Не зная, чем помочь дочери, Варя нашла таблетки Валерьянки, дала одну , и уложила спать с собой. Потихоньку всхлипывания Насти стали затихать, и она заснула, а Варю охватило не понятная тревога. И она до утра так и не сомкнула глаз. Только начало рассветать, пошла во двор, подоила корову, покормила остальную живность.
- Господи, хоть бы Паве поскорее вернулся с дежурства, а то сердце почему-то не на месте. В первый раз со мной такое случилось, чтобы это могло быть.
Она готовила детям завтрак, когда в дверь постучали. Варя пошла открывать, на пороге стоял друг Павла и крёстный отец Насти Игорь Чаусов.
- Варя, можно пройти?
- Да входи конечно, тебе, наверное, Паша нужен, он ещё с дежурства не вернулся.
- Он не вернётся Варя, его больше нет.
- Как нет, что ты такое говоришь, куда он подевался?
- Убили его Варюша, ножом в сердце зарезали.
После этих слов, у Вари всё поплыло перед глазами, и она потеряла сознание. Очнулась она от резкого запаха нашатыря. Вокруг неё столпились испуганные дети, Настёна ревела в голос, Игорь тёр ей виски и держал у носа ватку с нашатырём.
Она медленно встала с кресла, подошла к столу налила себе из кувшина воды, выпила, а потом спросила.
- Игорь, расскажи мне что произошло, как это случилось.
- Нам позвонили из Матвеевского сельсовета, их председатель сообщил что у Муськи Шлыковой, видели трёх человек, похожих на тех чьи фотографии развешены на Доске объявлений у магазина.
Павел с нарядом выехал туда, это действительно оказались бандиты, которых разыскивают по Белгородской области уже больше месяца. В том доме где они прятались, ребёнок был, поэтому действовать нужно было осторожно. В группе Павла, был молоденький стажёр, Саша Гусев, так вот он замешкался при задержании и один из бандюг бросился на него с ножом, Пашка заметил это, Гусева успел оттолкнуть, а сам получил удар ножом прямо в сердце. Одного из тех трёх мы задержали, а двое успели скрыться. И Пашу мы до больницы не довезли, скончался по дороге. Варя, милая, ты держись, похороны берёт на себя РОВД. Я знаю такое пережить очень тяжело, но у тебя дети, крепись родная. Ты скажи кому телеграммы отбить, адреса дай я всё сделаю.
Варя была как в тумане. Она достала шкатулку, нашла адреса Николая и Алёны, мамы Павла, отдала Игорю, потом села в кресло, взяла на колени дочь и прижав к себе стала раскачиваться из стороны в сторону. Боясь такого состояния сестры, Танюшка побежала за Анной Носовой. А Варя даже заплакать не могла, она прижимала к себе дочь и твердила только одно.
- Это я виновата, я не уберегла тебя Павлуша, если бы я любила тебя по-настоящему, то смогла почувствовать, что тебе грозит смерть. Я бы поперёк дороги легла и не пустила тебя на это страшное дежурство. А так холодное моё проклятое сердце, не смогло понять, что ты в опасности. Прибежавшая Анна, забрала Настю с колен Вари, и вместе с остальными ребятами отправила к себе домой. Потом напоила Варю Валерьянкой и уложила на диван, прикрыла пледом и села рядом.
- Варенька, ты поплачь, тебе тогда легче станет, а то сердце зайдётся, и не дай бог с тобой что ни будь случиться.
К вечеру, привезли гроб с телом Павла. Варя встретила его у калитки. Упала на грудь мужа, и зарыдала, закричала на всю улицу. Свекровь с Анной едва смогли оттащить её от гроба и увести в дом. Рано утром приехали Николай и Алёна с детьми и Иришкой. А Тимофей приехать не смог, он был в командировке в Киеве. Когда Алёна зашла в дом, она едва смогла узнать в почерневшей от горя женщине красавицу Варвару. К ней подошла Катерина.
- Алён, может ты сможешь её увести хоть на несколько минут и покормить, она всю ночь вот так тут сидит, сначала криком кричала, потом мы фельдшера позвали, она ей укол какой-то сделала, так она как каменная сделалась, сидит смотрин на Пашу и молчит. Попробуй родная, может она тебя послушает.
Алёна подошла к Варе села рядом и обняла её.
- Варюша, пойдём хоть на минутку во двор выйдем, пойдём.
Варя как заведённая кукла, встала вслед за Алёной и пошла во двор. В коридоре она увидела висящий на вешалке мундир мужа, подошла к нему уткнулась лицом и зарыдала, причитая на весь дом.
На следующий день Павла схоронили, Катерина, боясь за состояние невестки, осталась у неё ещё на несколько дней, но потом ей всё равно пришлось уехать, дома была прикованная к постели девяносто летняя свекровь. И Варя осталась в доме одна с детьми. Она каждый вечер после работы, шла на кладбище и часами сидела у могилы мужа.