Найти тему

Верования и обряды, связанные с почитанием деревьев

В основе древних языческих представлений народов Поволжья и Приуралья лежит вера в трихотомическую модель мира: Верхний, Средний и Нижний миры. В Верхнем и Нижнем мирах обитают боги и духи. Средний населен людьми, животными, там растут деревья, цветы и прочее.

«Луд» – место общественного моления. Казанская губ., Мамадышский у. 1902 г. Удмурты.
«Луд» – место общественного моления. Казанская губ., Мамадышский у. 1902 г. Удмурты.

В культе природы значительное место занимали верования и обряды, связанные с почитанием деревьев. Следует отметить, что у каждого народа были свои культовые деревья. Например, марийцы, чуваши и мордва отдавали предпочтение лиственным породам: липе, березе, дубу, рябине, яблоне. Удмурты и коми особо почитали сосну, ель и пихту. Почитание деревьев четко отражается в фольклоре народов Волго-Камья – мифах, сказаниях, песнях, загадках. Деревья воспринимались как живые существа, покровители рода, семьи, хранители жизненной силы. Они играли важную роль в семейно-родовой и календарной обрядности. Непременным атрибутом-символом во время свадебного цикла становилась береза: марийцы и чуваши ставили ее около свадебного стола, а ветки втыкали в стенки свадебной повозки.

Жертвенное дерево - онапу - 2009 г. Ленинградская область. Марийцы.
Жертвенное дерево - онапу - 2009 г. Ленинградская область. Марийцы.

Значительна была роль деревьев в похоронно-поминальных обрядах.
Этот культ вылился в почитание священных рощ – кереметей, кӳсото (марийцы), луд (удмурты) – в которых происходили моления с жертвоприношениями. Рощи становятся патронимическими святилищами, где каждая семья имела свое дерево онапу, под которым приносились жертвы.

Автор текста – Лойко Лидия Михайловна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья.

-3

Жрец, зажигающий свечу перед священным деревом. Уфимская губ. Бирский у. 1912 г. Марийцы.