Во времена СССР, Тульский машиностроительный завод был удивительно плодовитым предприятием. Только одних мотороллеров они сколько разработали. Наверное, самой известной и популярной моделью был грузовой «Муравей», который до сих пор остаётся культовым.
Но ведь были и чисто пассажирские варианты. Например, давайте вспомним «Тулицу». Эту симпатичную машинку с плавными линиями начали выпускать в 1979 году. На конвейере она продержалась 10 лет, вплоть до 1989-го.
В иерархии тульских мопедов она стала приемником «Туриста». Они не так уж сильно отличаются внешне, но «Тулица» всё-таки выглядит более симпатично и благородно. Впрочем, и без дизайнерских решений отличий между ними хватает.
Например, у сменщицы более мощный мотор, который выдавал уже 14 лошадиных сил при объёме в 199 «кубиков». Ещё у «Тулицы» один 12-вольтовый аккумулятор вместо парочки 6-вольтовых. Исчез инструментальный ящик, который у «Туриста» был под колесом.
Ещё более современная модель получила мотоциклетный глушитель. Подвеска стала заметно мягче. Упора для стоянки два – с боку и по центру. Кстати, если продолжать речь о моторе, то устройство у него почти такое же, как у более «древних» моделей.
Почему же тогда разнится мощность? Потому что была модернизирована система впуска. Это единственное важное изменение.
При своём весе в 140 кг «Тулица» могла развивать скорость до 97 км/ч. Почти «сотка», что довольно впечатляюще для такой техники. Топливный бак был рассчитан на 12 литров горючего, а средний расход – около 5 литров на 100 км.
Выходит, что одной заправки должно было хватить на 200-250 километров, если не очень «топить». Из всех технических решений фанаты этих мопедов выделяют переднюю вилку толкающего типа.
Если честно, я не особо понимаю, о чём идёт речь, потому что не очень разбираюсь в мотоциклетной технике. Но «Тулица» дорога мне, как одно из воспоминаний раннего детства.
Тогда они ещё встречались на улицах.
Несмотря на распространённость и желанность, эта модель обладала рядом недостатков, про которые нужно рассказать. Как и другой советский транспорт, её приходилось «допиливать» в домашних условиях.
Так, например, быстро изнашивался заводской кикстартер и трос сцепления, потому что оно было чрезвычайно жёстким. Кроме того, расстраивал расход топлива в те самые 4,5-5 литров, тяжесть мопеда, смещённый назад центр тяжести.
С другой стороны, со всеми этими огрехами мирились, дорабатывали «Тулицу» своими силами, как могли.
Несмотря на возраст, в продаже их ещё хватает. И стоят они довольно дешево. Я нашёл варианты за 18 000 или 25 000 рублей. Есть, конечно, машинки и по 125 000 рублей. Но здесь уже каждый выбирает сам, что ему нужно – рабочая лошадка или музейный экспонат.
Советую посмотреть:
Нашёл в продаже Trabant – авто из ГДР, которое не ржавело и почти в 3 раза дешевле Жигулей
Нашёл грузовой мопед для дачи от завода ЗиД, который стоит дешевле 90 000 рублей
Не знал, что ГАЗ-69 до сих пор очень популярен. Нашёл в продаже сотни «козликов»
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. И приглашаю в свой Telegram. Там я размещают короткие посты и заметки про наш автопром и дешевые новинки.
Каждый день пишу для вас о народных автомобилях!