Переменная - это коробка, которая имеет какое-то имя, а внутри лежит информация, которая имеет какой-то тип.
Представьте что у вас есть коробки, в которые можно класть слова, буквы и цифры. На каждой коробке написано ее имя. В коробку нельзя одновременно класть цифры и буквы, можно только что-то одно. Можно высыпать содержимое нескольких коробок в третью.
Например у нас есть коробочка-переменная на которой написано ее имя box1
Поместим в неё число 5
box1 = 5
А во вторую коробочку переменную с именем box2 мы поместим число 45
box2 = 45
Возьмем третью коробочку box3 и сложим в неё содержимое двух первых переменных
box3 = box1 + box2
Теперь раскроем третью коробочку-переменную и посмотрим что в ней, напечатаем результат на экране
print(box3)
Компьютер покажет нам на экране, что в третьей переменной у нас число 50 которое получилось в результате сложения содержимого двух переменных box1 и box2
Оформим это все в виде небольшой Python программы
box1 = 15
box2 = 25
box3 = box1+box2
print(box3)
Запустив код, откроется окно с результатом действия программы - на экране будет напечатано число 50
Если передать в функцию print несколько аргументов через запятую, то она выведет их, разделенных через пробел. При необходимости мы можем указать другой разделитель с помощью ключевого параметра sep
a = 'Hello'
b = 'world'
print(a, b, sep=', ')
Напечатает Hello, world
Теперь давайте научим нашу программу получать информацию от пользователя
name = input('Введите ваше имя: ')
name = 'Вас зовут: ' + name
print(name)
В этих трёх строчках кода мы делаем вот что - с помощью команды input('Введите ваше имя: ') просим человека ввести в переменную name его имя. После того как пользователь напечатает своё имя и нажмёт Enter, его имя в виде строки сохранится в переменной name.
Далее мы сделаем хитрую вещь - в коробочке name у нас сейчас лежит имя пользователя
А мы возьмем строчку 'Вас зовут: ' и положим ее в нашу коробочку, так чтобы она приклеилась к имени человека спереди.
Теперь, если человека зовут Иван у нас в name будет лежать строка 'Вас зовут: Иван'
Вот эту строчку мы и выведем на экран с помощью команды
print(name)
Мы написали небольшую программу, которая просит пользователя ввести имя, и печатает как его зовут.
Заставим программу спрашивать еще и возраст:
name = input('Введите ваше имя: ')
age = input('Введите сколько вам лет: ')
name = 'Вас зовут: ' + name
age = 'Вам: ' + age + ' лет'
print(name)
print(age)
Переменные могут иметь разные типы - буквы, строки, числа, дробные числа. Но новичкам достаточно запомнить два основных типа - целые числа и строки. Строки заключаются в одинарные или двойные кавычки.
a = 12
b = 56
s1 = 'Я строка'
s2 = "И я строка"
Если мы сделаем так
s3='48'
то это будет строка а не число, потому что мы поставили кавычки. У чисел нет кавычек. С числами мы можем производить арифметические операции.
a = 12
b = 2
c = (a+b)*b
print(c)
Программа напечатает число 28 потому что (12+2)*2 = 28
Если мы вводим какое-то число с помощью input, например число 56 то в переменную мы получим не число а строчку '56'.
Чтобы эта строка стала настоящим целым числом, нужно завернуть ее в команду int().
А чтобы из числа получить строку, переменную заворачивают в str()
a = input('Введите сколько вам лет: ')
b = 100 - int(a)
print('Вам осталось жить где-то: ' + str(b))
В этой программе мы получили от пользователя строчку с его возрастом в переменную a
Далее мы преобразовали a в число с помощью int(a)
Отняв от 100 это число, мы записали результат в переменную b1
Преобразовав переменную b в строку мы склеили её со строчкой 'Вам осталось жить где-то: '
Получили программу, которая вычисляет сколько нам осталось жить (при условии что мы все проживем 100 лет).
------------------------------------
Мы узнали что такое переменные, что они бывают числовые и строковые, что эти типы переменных можно преобразовывать друг в друга командами int() и str().
К тому же, теперь мы умеем получать переменные от пользователя нашей программы с помощью команды input('Введите что то') и печатать результаты с помощью команды print()
------------------------------------
Список использованных команд:
print('Какой то текст') - печатает текст
print(a) - печатает значение переменной a (вместо a может быть любое имя переменной)
a=input('Пояснение что надо ввести') - ожидает от пользователя ввода какого то значения и помещает его в переменную с типом строка (вместо a может быть любое имя переменной). В скобках у input может ничего не быть, тогда input будет ожидать ввод, не напечатав поясняющей надписи
int(a) - преобразовывает строку в число (вместо a может быть любое имя переменной), в том случае, если она состоит из чисел. Это важно учитывать в программе, например, если вы запрашиваете от пользователя число через input('Введите число: '), он может ввести не числом, а словами "двадцать семь" и обрушить вашу программу.
str(i) - преобразовывает любой тип данных в строку (вместо i может быть любое имя переменной)
Python относится к языкам строгой типизации и не будет складывать разные типы данных. Выражение '4' + 5 может вызвать ошибку. Поэтому следите, чтобы вы не складывали числа со строками, а если их нужно сложить, предварительно преобразуйте их в нужный тип.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить урок 2.