По дороге домой Аля купила две одинаковые тетрадки в коричневой обложке, первые попавшиеся, в общем. Почему-то хотелось писать, продолжая внутренний спор с Яном, а заодно и с самой собой. Хотелось доказать свою правоту и разбить в пух и пах самоуверенные аргументы Яна.
Как только пришла, сразу засела за Тетрадку № 1 с темой: «Делает ли женская помощь мужчин сильнее».
Начала быстро, строчки, будто сами фонтаном вырывались из нее. Пронеслась мысль: «Ян назвал бы это словесным поносом». Она старалась писать разборчиво, так как Ян хотел ознакомиться с результатом ее размышлений. Получалось плохо, потому что мысли неслись быстрее, чем рука водила по тетрадке. Ей всегда делали замечание за плохой, неразборчивый почерк. Но, в конце концов, она же пишет для себя, получая при этом злорадное удовольствие.
Аля бодро начала перечислять случаи из литературы, потом остановилась - не пойдет! Стала вспоминать свою семью, родственников, соседей. Она воодушевилась, и начала со своей мамы: вот идут с отцом рука об руку, и сейчас в трудное для всех перестроечное время, мама берет дополнительные часы индивидуальных занятий по математике, и получает копеечки, чтобы покормить семью.
И она молодец, потому что понимает, что лихие времена когда-нибудь пройдут, и что она делает все возможное, чтобы поддержать отца, который уже год как не получает зарплату. И это нормальное, человеческое отношение. И во всех семьях такое, по всей стране, в каждый дом шагнула перестройка, гласность и демократия.
А кому легко, слом системы. Но нужно немного потерпеть, пройдет год, ну максимум два, и все наладиться, как говорят по телевизору рынок и конкуренция сделают свое дело. И откроются новые фабрики, которые выпустят красивые, современные телики, видеомагнитофоны, холодильники и прочее по списку!
И создадутся новые рабочие места, где каждый работник станет хозяином своего предприятия. Ведь недаром, на производствах ваучеры сейчас выдают номиналом в 10 000 руб., на которые можно купить акции любых заводов и фабрик!
Аля выдохнула - перспективы открывались головокружительные и приятные. И что плохого в том, чтобы некоторое время жена поддержала мужа? Если так обстоятельства сложились? Что плохого если у женщины больше деловой хватки и бизнес чутья?
Пусть женщина тогда возглавит бизнес, как и получилось у ее родной тети Гали - организовала два уличных киоска, где продавалась всякая популярная продуктовая ерунда: шоколадные батончики, сигареты, леденцы, рулеты, бисквиты «Чокопай», лапша «Доширак», пиво и прочее по списку. А ее муж-дядя Андрей выполняет функции грузчика и шофера - таскает тяжелые коробки, возит ее повсюду. В итоге планируют третий киоск открыть, и все довольны, никто не жалуется.
Ручка бодро летала над очередной страницей, доказывая Алину уверенность, что помогать мужчине это не плохо, а с точность наоборот - хорошо! И что вместе, горы можно вернуть! А кто основной, добытчик-какая разница?
Сколько образованных женщин на рынках, в палатках сейчас стоят? И не жалуются ведь. Но на этом месте Аля призадумалась. Она уже четыре месяца работала у Валерии и видела всякое. Конечно, уставали эти хрупкие женщины таскать на своих плечах баулы, бодро торговаться с китайцами, а потом продавать добытое добро в киосках целый день с утра до вечера, а часто и без выходных.
Однажды она видела, как к Марии, их соседке напротив, подошел мужчина в меру веселый и пьяненький. Валерия сказала, что это ее муж. На Алин вопрос, почему его не видно здесь, и почему в воскресенье не подменит за прилавком жену, Лера ответила, что ему ничего доверить нельзя, вытащит кассу и прогуляет в ближайшем кабаке.
Как оказалось, муж эффектной Марии, бывший рыбак, временно безработный уже в течение полутора лет. На все предложения поискать что-то на берегу, либо совершать совместные торговые вояжи в Китай, он отнекивается и говорит, что это не для него, и он не торгаш. Место электрика в центральном универмаге за 5 000 рублей в месяц его, морскую душу, конечно, тоже не прельщает.
Вот так и сидит на ее шее. Но ладно бы тихо, так нет! Покупает для себя виски и пиво в алкогольном магазине «Пеликан», открывшемся недавно в центре, и пока Мария затаривается в Суйфенхе, гуляет по кабакам в приятной компании.
Она, конечно, знает о том, что ее разлюбезный ходит туда не один и разбрасывает ею заработанные деньги на молоденьких девчонок, добрые люди рассказали, но терпит его, не выставляет за порог - жалко, куда он пойдет, что ж она его бомжем сделает!
Аля вспомнила, как Валерия брезгливо фыркала, рассказывая всю эту историю Але. Почему-то она сейчас всплыла в памяти. «Неужели это то, что говорил ей Ян? Неужели Мария своей жалостью делает из мужа свинью?» - вдруг четко мелькнула мысль, как молния на голубом небе ее безупречных рассуждений о терпении и доброте, о временных трудностях.
Вспомнился и сосед, по ее родительской квартире, молодой еще мужчина повесился на бельевой веревке, потому что не смог прокормить семью, его сократили из штата механиков, строительный трест, в котором он отработал пять лет еще в советское время, с приходом перестройки приказал долго жить.
Жене соседа исполнилось тридцать пять, и ей приходилось крутиться как заведенной белке, чтобы одной кормить двух несовершеннолетних детей. Аля вспомнила лицо когда-то молодой хохотушки Вали.
После самоубийства мужа, она постарела и посерела. Наверное, собираясь на вторую работу, она уже не смотрелась в зеркало, устало расчесывая поседевшие пряди волос. Днем она работала врачом педиатром, а вечерами мыла полы в той же поликлинике. Но на этом ее деятельность не заканчивалась, она еще два-три часа таксовала, подвозя подвыпивших пассажиров. У нее даже появилось свое место около ресторана «Маяк». Выходит, что Валя оказалась сильнее мужа, который не смог перенести того, что творится вокруг? Выходит и в прошлом она брала на себя большую часть ответственности?
Аля вспомнила, что раньше, Валентина, встретившись во дворе с мамой, щебетала о том, как достала белой эмали, или как купила по блату ковер. Сашка же, ее муж молча ковырялся под капотом новенькой «Лады», прозванной в народе «копейка», на которую Валечка правдами и неправдами получила заветный талон в очереди на авто.
Неужели излишняя женская предприимчивость, которой обладали многие представительницы уже бывшего советского союза, сыграла такую злую шутку?
Аля прервалась, ей пришла мысль напроситься в гости к тете Гале. Она быстро потыкала кнопочки на телефоне:
-Тетя Галя? Ты не против того, если зайду на чай?
Ей ответили чуть устало:
-Заходи, если ненадолго! Заскочи в кондитерскую, купи мой любимый «Наполеон»!
Через час Аля сидела в новой квартире своей тетки и с любопытством разглядывала и расхваливала модные интерьеры:
-Это ты арку сделала в гостиной? О, шикарно получилось! И окна заменила? – Аля легко дернула пластиковую ручку вниз, и рама без шума, пыли и скрипа отворилась, блистая безупречным тройным остеклением. Аля подумала, что неплохо бы в родительской квартире постепенно поставить новые окна. Но они такие сейчас дорогие! Она подсчитала в уме, на одно уйдет несколько зарплат.
Аля вспомнила, как протыкала на зиму вместе с отцом здоровенные щели в рамах ватой и поролоном, чтобы сильный ветер не выдувал тепло. А сверху все заклеивалось узкими полосками бумаги, она была серовато-зеленого или желтоватого оттенка, выпускалась местной типографией из переработанной макулатуры. Мазали длинную бумажную полосу хозяйственным мылом и пристраивали на неровные выступы рам.
Вспомнилась фраза из школьного букваря: «Мама мыла раму…»
Весной, когда мыли окна, отдирали ногтями присохшую за зиму бумагу. Аля отметила про себя: «Все-таки нужно постепенно заменить у родителей окна».
Они пили чай за широким, добротным столом из нового корейского гарнитура. Аля чуть развалилась на мягком диванчике:
-А дядя Андрей где?
Тетя Галя устало отмахнулась:
-В гараже со своими друзьями квасит. Это он так стресс снимает.
-От чего у него стресс? - поинтересовалась Аля.
-От того, что у меня шило в заднице и мне больше всех надо! - вдруг резко ответила тетя Галя, - Он, видите ли, устает таскаться по делам весь день. Не понимает дурень, что такие времена как сейчас долго не протянуться, пять, максимум десять лет дикого рынка. И за эти годы надо успеть накопить капитал!
Аля со смесью жалости и восхищения смотрела на сестру своей матери:
-Какая ты умная тетя Галя!
-Ну да «горе от ума». Знаешь, я бы предпочла, чтобы мой муж имел деловую хватку, – Вдруг добавила она.
-А что если ты передашь дела? Бизнес отлажен, все как часы. Пусть теперь сам справляется. Да и Ванька, твой сын уже школу заканчивает, начнут крутиться вдвоем.
-Что ты! – замахала руками тетя Галя, - Похерят все мои труды! Андрей, только баранку крутить умеет, больше ему ничего не надо, да и Ванька похоже такой же. Одна надежда на дочь.
-А где, кстати, моя сестра?
-Да, в клуб с подругами пошла.
-Давно мы с ней не виделись, года два, наверное.
-Вот и заходи чаще. А за «Наполеон» спасибо! Никак не могу выбраться в кондитерскую, себя побаловать.
Аля вернулась домой за полночь, после посиделок у тетки, которая еще раз подтвердила высказывание Яна, что женская помощь развращает мужчин, Але стало грустно.
Она взяла уже наполовину исчерканную тетрадь, и написала: «Ян как всегда оказался прав - жалость действительно портит мужчин, пробуждая в них все самое гадкое и низкое».
Два дня погружения в жизненные примеры привели Алю к еще одному выводу: настоящая женщина никогда не станет вести себя как мама по отношению к своему мужу, иначе она со временем в мамочку и превратиться. А мамочку не хочется баловать и защищать, а напротив хочется капризно надуть губы и не слушаться.
Картина вырисовывалась неприглядная. От полученных озарений ее наполнила грусть, выходит, все, что ей вкладывали в голову, и часто своим примером, вело к деградации? Причем обеих сторон?
Первая часть книги здесь: https://www.litres.ru/nina-romanova-21075853/pacientka-chast-pervaya/?lfrom=425250860&ref_offer=1&ref_key=69f3b241d80cf5a1dde88c23596c317ed62aac1bf866e7ba2815f487cd4aa5b9
Романы автора:
Роман «Не она»:
Аудио-версия романа «Не она»: https://www.litres.ru/nina-romanova-21075853/ne-ona-68453470/
Роман «Пациентка»:
Роман «Янина»:
#любовные романы #романы о любви #современный женский роман #романы для женщин #женские романы