Святой Сергий Радонежский раз и навсегда становится для Нестерова воплощением идеала русского человека. Он продолжает писать его житие в своих картинах. Для "Трудов преподобного Сергия" Нестеров впервые в новом русском искусстве применяет форму триптиха. Для средней его части художник выбирает сложную сцену – преподобный вместе с другими иноками строит обитель. На боковых частях триптиха он изображает одного святого Сергия: слева – на фоне летнего пейзажа, справа – на фоне зимнего.
Холодная палитра и бестелесность образов приближает Нестерова к стилю модерн – самому модному направлению эпохи. Но сами сюжеты, к которым он обращается, идут вразрез с веянием времени: на фоне общего упадка религиозности, отступления от церкви и популярности идей Толстого, Нестеров не изменяет своим героям – святым и подвижникам – и своему идеалу: подлинному христианству. «Ни в жизни, ни в мысли, никогда, с раннего детства до последнего дня своего, он не отступал от своей православной веры. Он этого никогда и ни от кого не скрывал, хотя и не любил это подчеркивать и выставлять наружу», - напишет о Нестерове его друг и биограф Сергей Дурылин.
Один из мэтров-передвижников, Виктор Васнецов, увидев лик преподобного Сергия Радонежского кисти Нестерова, приглашает молодого художника работать над росписями Владимирского собора в Киеве. Нестеров соглашается. Церковным фрескам и иконам он посвятит больше двадцати лет своей жизни.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века
Подробнее:
https://www.labirint.ru/books/740206/