Кто те люди, которые подарили нам очаровательный дворец-музей? Сегодня их детище именуют одним из самых больших музеев мира,но каким его создавали для монарших особ? Как он был обустроен и как принимал веяния нового времени?
Предыстория
Зимний Дворец это далеко не первое здание, которое появилось на этом месте. Если точнее, то оно пятое. До него здесь располагались Зимние Дворца Петра Первого и Анны Иоанновны. Но при Елизавете Петровне все меняется. Старые постройки сносят, а на этом месте лично Императрица приказывает строить новый дворец. Приказала она это своему любимому архитектору - Франческо Растрелли.
Франческо Бартоломео Растрелли
Новое время. На троне дочь Петра - Елизавета. Она правит решительно и под стать ей и империи нужен новый дворец, да такой , чтобы вся Европа позавидовала. Эту непростую задачу возлагают на итальянского архитектора Растрелли
И вот во его проекту возводят величественный дворец. Строиться он в роскошном стиле - елизаветинское барокко. Каждый фасад парадный , но по разному скомпанован. Есть и элементы классицизма, об этом говорит симметрия, присущая каждому из фасадов. Сам дворец неоднократно менял свой цвет. Но первоначально стены дворца по распоряжению императрицы были окрашены «песочною краскою», как в Версале и Шёнбрунне. Елизавета очень торопит архитектора. Ей хочется пожить в новом дворце. Но этого не случиться, она не доживет до конца стройки. Как писал сам Растрелли:
Зимний дворец строится для единой славы всероссийской!
Так и получилось именно Растрелли заложил "фундамент" и возвел основу для одного из самых роскошных дворцов мира, в котором блистал один из лучших императорских дворов.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги
После смерти Елизаветы Петровны власть перешла к Петру Третьему. Но правил он недолго, и в ходе дворцового переворота власть захватила его жена - Екатери Вторая. При ней покои Зимнего Дворца перестраивать по вкусу новой хозяйки. Главными творениями Кваренги являются:
- Эрмитажный театр
Это театральное здание, спроектирован\но в традициях античной архитектуры было построено вместо дворцового театра "Оперный дом" , спроектированного Растрелли в самом Зимнем Дворце.
Екатерина опять же, очень торопила Кваренги, поэтому Эрмитажный Театр стоит на фундаменте Зимнего Дворца Петра Первого. Это позволило археологам и ученым уже в наше время воссоздать часть стен и интерьеры этого дворца.
- Лоджии Рафаэля
Этот интерьер Екатерина выбрала, буквально, по каталогу. Просматривая брошуру с интерьерами ей попалась на глаза галерея, расписанная по рисункам Рафаэля, в Папском Дворце Ватикана. Ей удалось договориться с Папой Римским о том, чтобы группа русских художников сделала точный список Лоджий для создания копии в столице Российской Империи. Для Лоджий Кваренги возвел пристройку к Зимнему Дворцу и там расположились холсты с копиями фресок. Отличает Лоджии в Эрмитаже от Ватиканских наличие остекления и деревянный пол. В Италии более мягкий климат, что позволяет сделать открытые галереи с мраморным полом. В России такое невозможно. Еще Лоджии Рафаэля называют Библией Рафаэля, ведь на потолке изображены библейские сюжеты от крещения до тайной вечери.
- Георгиевский (Большой тронный) зал
Созданный, опять же, вместо Растреллевского Тронного зала. Назван зал ни с проста Георгиевским. Над тронным местом расположен барельеф с изображением Святого Георгия (Святой - покровитель Российской Империи. Он был настолько значим, что над картиной Рафаэля с изображением Святого Георгия висела лампада. Эту картину продали США в 30-е годы, об этом у меня уже есть статья). Сам зал выстроен в стиле классицизма и имеет балкон - балюстраду. Пышности придает сочетание белого лоска натурально мрамора и блеска позолоты.
Если посмотреть на план Зимнего Дворца, то можно заметить, что Георгиевский зал будто пристроен к основному зданию. На самом деле так и есть. В отделке стен и колонн использовался натуральный каррарский мрамор и золоченая бронза. Зал попросту был слишком тяжелым, поэтому для него заложили укрепленный фундамент и пристроили к Зимнему Дворцу. Но из-за тяжести оформления все равно случилась трагедия. В 1841 году обрушился потолок - люстры из золоченой бронзы оказались слишком тяжелыми. После реконструкции потолок укрепили корабельными цепями.
На канале скоро выйдет 2 часть, подписывайтесь!