Найти тему
Записки камердинера

Создатели каменной истории. Имена тех, кто написал историю Зимнего Дворца. 1 часть

Кто те люди, которые подарили нам очаровательный дворец-музей? Сегодня их детище именуют одним из самых больших музеев мира,но каким его создавали для монарших особ? Как он был обустроен и как принимал веяния нового времени?

Набережная Невы у западного фасада Зимнего дворца Л.-Ф.-К. Бонштедт
Набережная Невы у западного фасада Зимнего дворца Л.-Ф.-К. Бонштедт

Предыстория

Зимний Дворец это далеко не первое здание, которое появилось на этом месте. Если точнее, то оно пятое. До него здесь располагались Зимние Дворца Петра Первого и Анны Иоанновны. Но при Елизавете Петровне все меняется. Старые постройки сносят, а на этом месте лично Императрица приказывает строить новый дворец. Приказала она это своему любимому архитектору - Франческо Растрелли.

Франческо Бартоломео Растрелли

Новое время. На троне дочь Петра - Елизавета. Она правит решительно и под стать ей и империи нужен новый дворец, да такой , чтобы вся Европа позавидовала. Эту непростую задачу возлагают на итальянского архитектора Растрелли

И вот во его проекту возводят величественный дворец. Строиться он в роскошном стиле - елизаветинское барокко. Каждый фасад парадный , но по разному скомпанован. Есть и элементы классицизма, об этом говорит симметрия, присущая каждому из фасадов. Сам дворец неоднократно менял свой цвет. Но первоначально стены дворца по распоряжению императрицы были окрашены «песочною краскою», как в Версале и Шёнбрунне. Елизавета очень торопит архитектора. Ей хочется пожить в новом дворце. Но этого не случиться, она не доживет до конца стройки. Как писал сам Растрелли:

Зимний дворец строится для единой славы всероссийской!

Так и получилось именно Растрелли заложил "фундамент" и возвел основу для одного из самых роскошных дворцов мира, в котором блистал один из лучших императорских дворов.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

После смерти Елизаветы Петровны власть перешла к Петру Третьему. Но правил он недолго, и в ходе дворцового переворота власть захватила его жена - Екатери Вторая. При ней покои Зимнего Дворца перестраивать по вкусу новой хозяйки. Главными творениями Кваренги являются:

  • Эрмитажный театр

Это театральное здание, спроектирован\но в традициях античной архитектуры было построено вместо дворцового театра "Оперный дом" , спроектированного Растрелли в самом Зимнем Дворце.

Екатерина опять же, очень торопила Кваренги, поэтому Эрмитажный Театр стоит на фундаменте Зимнего Дворца Петра Первого. Это позволило археологам и ученым уже в наше время воссоздать часть стен и интерьеры этого дворца.

  • Лоджии Рафаэля

Этот интерьер Екатерина выбрала, буквально, по каталогу. Просматривая брошуру с интерьерами ей попалась на глаза галерея, расписанная по рисункам Рафаэля, в Папском Дворце Ватикана. Ей удалось договориться с Папой Римским о том, чтобы группа русских художников сделала точный список Лоджий для создания копии в столице Российской Империи. Для Лоджий Кваренги возвел пристройку к Зимнему Дворцу и там расположились холсты с копиями фресок. Отличает Лоджии в Эрмитаже от Ватиканских наличие остекления и деревянный пол. В Италии более мягкий климат, что позволяет сделать открытые галереи с мраморным полом. В России такое невозможно. Еще Лоджии Рафаэля называют Библией Рафаэля, ведь на потолке изображены библейские сюжеты от крещения до тайной вечери.

  • Георгиевский (Большой тронный) зал

Созданный, опять же, вместо Растреллевского Тронного зала. Назван зал ни с проста Георгиевским. Над тронным местом расположен барельеф с изображением Святого Георгия (Святой - покровитель Российской Империи. Он был настолько значим, что над картиной Рафаэля с изображением Святого Георгия висела лампада. Эту картину продали США в 30-е годы, об этом у меня уже есть статья). Сам зал выстроен в стиле классицизма и имеет балкон - балюстраду. Пышности придает сочетание белого лоска натурально мрамора и блеска позолоты.

Если посмотреть на план Зимнего Дворца, то можно заметить, что Георгиевский зал будто пристроен к основному зданию. На самом деле так и есть. В отделке стен и колонн использовался натуральный каррарский мрамор и золоченая бронза. Зал попросту был слишком тяжелым, поэтому для него заложили укрепленный фундамент и пристроили к Зимнему Дворцу. Но из-за тяжести оформления все равно случилась трагедия. В 1841 году обрушился потолок - люстры из золоченой бронзы оказались слишком тяжелыми. После реконструкции потолок укрепили корабельными цепями.

На канале скоро выйдет 2 часть, подписывайтесь!

Вопрос к читателям: Что за парадокс, почему для славы всероссийской стоили иностранцы? На Руси своих зодчих не было?

Подписывайтесь и ставьте лайки!