Найти тему
Сам себе сэнсэй

Инструктор ножевого боя Дмитрий Задерновский: нож был и остаётся самым эффективным оружием ближнего боя.

Вторая часть беседы с Задерновским Дмитрием Анатольевичем –инструктором школы ножевого боя Tolpar old school, инструктором по короткому оружию (нож, мачете, телескопическая дубинка) международной школы Armed Combat and Tactics, руководителем школы прикладного фехтования “Поток”, инструктором школы Чжун Юань Цигун.

-Какие из оружейных тренировок наиболее востребованы и популярны?

-Я бы сказал, что сейчас некоторый переходный момент. Пик ножевой популярности пришёлся примерно на 2007-2008, так что можно сказать, что он уже позади. Нож был нов, интересен, люди шли тренироваться. Сейчас это всё, с одной стороны, немного приелось обывателю, с другой стороны - у всех есть проблемы с восстановлением занятий после ковида. С третьей – нож стал даваться во многих фитнесс клубах неизвестными, никем не аттестованными людьми, и это тоже добавляет иногда сомнительности всей нашей оружейной области. С четвёртой – те, кто продолжают двигать эту тему – стали расширять арсенал и заниматься не только ножом, многие клубы добавили и добавляют палку, мачете, другие виды оружия. Уже почти уверенно сформировалась некая мультиоружейность. Не в последнюю очередь, на мой взгляд, под влиянием АСТ, так как совершенно точно мачете не было настолько популярно в сообществе. Но, пока что, наверное, всё же, на первом месте по спросу остаётся нож. В силу практичности. Чтобы заниматься длинным оружием – нужно скорее иметь любовь к искусству, с собой это всё особо не поносишь, разве что, если только трость. Нож же вполне доступен.
-Насколько практически применим ножевой бой?
-Вполне применим. С одной стороны время немного другое, если смотреть по Москве, то как мне кажется, криминала стало сильно меньше. Всюду камеры опять же. Но во-первых, Россия это не только Москва, во-вторых, даже по Москве регулярно случаются ситуации применения ножа. В серьёзной ситуации, в случае критических вопросов жизни и здоровья, нож всё равно был и остаётся самым эффективным оружием ближнего боя. Независимо от его статуса в правовом плане – напомню, что он формально не является оружием самообороны.

-2

-Какие стили положены в основу Вашей школы ножевого боя?
-В общем-то, какой-то особой именно моей школы ножевого боя нет. Я с большим удовольствием представляю одни из наиболее эффективных и интересных лично для меня систем -Толпар и АСТ, и их активно преподаю и продвигаю: тренировками, семинарами, инструкторскими курсами. Так что с этой точки зрения есть моя школа – Поток, на базе которой могут преподаваться разные стили, но так же делаются различных мероприятия, такие как открытые ковры, фестивали, производится защитное снаряжение. Пожалуй, вообще именно эти две системы и оказали на меня наибольшее влияние, как на бойца.

- Как вы относитесь к спортивному ножевому бою?

-Отрицательно. Это выдуманная вещь, заставляющая часто делать бойца то, что он никогда

бы не сделал, будь у него в руках и у его противника острое железо. Частый пример: огромное количество «обоюдок», которые даже иногда поощряются правилами и тактикой. Ведь иногда, если временной разрыв между обоюдными попаданиями короткий то баллы обнуляются. Так, если вы удачно попали, противник может стараться специально обнулить ваше попадание, сведя всё в «обоюдку». Чисто спортивная тактика, вредная и порочная, закладывающая неправильные рефлексы с точки зрения боевого искусства. А ещё, как и в каждом спорте, есть грязь: к примеру так же обычная история, когда инициировав обмен ударами можно постараться нанести травму противнику имитацией ножа, разбив ему ребро – баллов никому не дадут, но соперник начнёт бояться ударов, да и в скорости сбавит. А в реальности это были бы два трупа. Или вот ещё пример – некоторые инструктора учат специально под правила, что можно отдавать ногу под атаку, но поражать шею, если она оценивается выше. Ничего хорошего в этом тоже нет, потому что начальная цель любого оружейного боя это не дать в себя попасть. И такого много, так что это всё отдаляет очень сильно спортсменов от реалий работы с ножом. И такая тактика, в моём представлении, просто вредна.

-3

-Какие ударные поверхности, на Ваш взгляд, пригодны для уличной драки?

-То, что вы нарабатывали. Конечно, подмывает сказать что ладонь, и это правильно, так как любой читающий этот текст, может подойти и постучать от души ладонью в бетонную стену, а кулаком с такой же силой, скорее всего, нет. Но.. вполне есть люди с наработанными кулаками – тогда они будут бить тем, что подготовлено у них.
-Реально ли успешно действовать против двух противников?

С оружием – точно да. Без – конечно, сложнее, но это вопрос тренировок. А так же степени подготовленности одной стороны и другой.
-Какие мероприятия проводятся в Вашей школе – семинары, аттестации, открытые ринги, и пр.?

-Мероприятий немало. Это и регулярные тренировки, групповые и индивидуальные, и открытые занятия, и семинары, и открытые ковры – одно из крупнейших, наверное, даже по России мероприятий в сфере оружейных боевых искусств (в среднем по 50-70 человек), и оружейные фестивали Knife Party которые мы проводим совместно с Даниилом Кузнецовым из проекта “Чистота”. Ну и инструкторские курсы.
-Расскажите подробнее о направлении «Armed combat and tactics».
-Это международная система родом из Израиля, авторы А. Железняк и Н. Гросс. Система мультиоружейная – 7 видов оружия на одной платформе: нож, мачете, дубинка, шест, копьё, катана, европейский меч. А на самом деле, можно ещё и добавить работу с подручными средствами, типа того же куботана или фонарика, или тактической ручки, и работу без оружия. Из ярких, сходу заметных отличительных черт – это то, что работа с разными видами оружия идёт на одной, единой платформе, если так можно выразиться на одном движке, и второе – это уникальные макеты, которые опять же прижились в России, и даже мы стали продвигать и использовать симуляторы по мотивам АСТшных. Такие макеты оружия позволяют работать в полный контакт, используя лишь только защиту глаз. Разве что для шеста приходится одевать шлем – иначе возможны травмы. Система очень интересная, в России уже около 10 лет, есть действующие группы больше чем в 20 странах. Когда я ездил учиться в лагерь в Израиль – было действительно здорово видеть бойцов из Европы, из Мексики, из Южной Африки, из других стран. И самое главное, все они работали в одном, узнаваемом стиле. Это очень приятное, сильное впечатление: когда люди с совершенно разных частей нашей планеты находятся на одной волне, внутри боя – “разговаривают” на одном языке, используют одни элементы, одну технику, схожую тактику. Возникает поле, группа, отдельное пространство. И я, как инструктор, рад быть частью такой команды.

-4

- Сочетается ли как-то в вашем случае практика цигун и работа с оружием?
В моём представлении – да, сочетается. На самом деле, я и в цигун зашёл через ножевой бой, так как в Старом Толпаре была и столбовая работа (а это традиционная Китайская практика), и отсылки к Восточной философии и Восточным боевым искусствам (Багуа, Ицзин). Когда я стал копать глубже, то стало понятно, что с этой точки зрения – все, как минимум, китайские боевые искусства – это такая динамическая медитация, а в основе всё равно лежит практика цигун. То есть работа со своим телом, выстраивание его, работа со своим состоянием, с энергией, с психикой, с сознанием. Это неотъемлемая часть даже спорта, на самом деле, там это просто по-другому называется – я успел и во РГУФКе поучиться, поэтому знаю, про что говорю. Так я вышел на цигун, т.е. на традиционные медитативные практики, нашёл учителя, стал ездить учиться в Китай, на ретриты – это такие длительные интенсивы, почти по месяцу, в знаменитый Шаолинь. На территории монастыря мы и занимались там, много практиковали, примерно часов по 8 в день, а то и больше. Затем стал инструктором, личным учеником Мастера Сюи Минтана. Цигун очень полезен для здоровья, я даю иногда элементы этой практики на занятиях с оружием. Почти все, кто занимается у меня продолжительное время – сами начинают интересоваться цигун, и проходят отдельное обучение этому направлению. В простейшей форме, это важно для восстановления: иногда у меня было по 10 тренировок в неделю - как восстанавливаться, как поддерживать жизненный тонус? Для меня ответ в практике цигун. Наверное, у профессиональных спортсменов есть и другие способы: массаж, аутотренинг, релаксация, а обычные люди пьют алкоголь по пятницам и перезагружаются таким образом.

-5

-Спасибо Вам за интересную беседу. Надеюсь, мы еще продолжим разговор о ноже, и современных боевых искусствах.

-Спасибо. Всего доброго.

Инструктор и руководитель школы прикладного фехтования об оружии самообороны, ножевом бое, и «реальных» стилях.