Найти в Дзене
Дмитрий Гуров

Танковая колонна «Димитрий Донской» как вклад Русской Православной Церкви в дело Великой Победы

Данная тема выбрана мной не случайно, во-первых я являюсь представителем Русской Православной Церкви, а во-вторых передача колонны от Русской Православной Церкви Красной Армии состоялась под Тулой, в районе посёлка Горелки, что в пяти километрах северо-западнее г. Тулы. 

С самых первых дней Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь приняла участие во многих патриотических начинаниях. Уже 23 июня 1941 года по предложению ленинградского митрополита Алексия (Симанского) приходы северной столицы начали сбор средств на подарки воинам. В тот же день местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) благословил это начинание для храмов всей страны [1].

Наибольший отклик в сердцах верующих вызвало обращение митрополита Сергия, произнесенное 30 декабря 1942 г., когда глава Русской Православной Церкви призвал архипастырей, пастырей и оставшиеся приходские общины собирать средства на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского.

«Пусть наша церковная колонна, — писал Митрополит Сергий в своем обращении к верующим, — несет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия» [2].

Наибольшая сложность заключалась в том, что Церковь не имела своего банковского счета, и поэтому была лишена возможности аккумулирования средств, ведения строгого учета и контроля за расходованием полученных сумм. Уже через несколько дней, 5 января 1943 г., И. В. Сталин направил митрополиту Сергию телеграмму с благодарностью русскому духовенству и пастве за заботу о Бронетанковых войсках Красной армии. 

Прошу передать православному русскому духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной Армии за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Указание об открытии специального счета в Госбанке дано. И. Сталин [3], [4].

Вскоре Государственный банк СССР получил указание Сталина об открытии специального счета Русской Православной Церкви для сбора средств, что стало фактом признания юридического статуса Русской Православной Церкви впервые за годы Советской власти.

Конечно, подвиг Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны состоит не просто в том, что она профинансировала строительство колонны танков, эскадрильи самолетов, а так же в  молитвенной и моральной поддержке. Церковь отдала на эту постройку последнее. На протяжении двадцати с лишним лет гонений многократно обворованные различными «реквизициями», «изъятиями», чрезвычайными налогами, а то и прямым грабежом, верующие меньше чем за год сумели собрать «на колонну» свыше 8 миллионов рублей. 

И немного о цифрах. Каждый восьмой рубль из этой суммы был пожертвован умирающими от голода жителями блокадного Ленинграда. Наибольшие суммы внесены по Москве: Кафедральным Богоявленским собором и его духовенством – 420 900 р., верующими и духовенством таких церквей Москвы, как церкви на Даниловском кладбище – 185 000 р., Нечаянной Радости 112 000 р., Знаменской в Переславской слободе и Воскресенской в Брюсовском переулке по 100 000 р.

На сооружение колонны танков большие суммы даны духовенством и верующими городов – Ленинграда (1000 000 р.), Куйбышева (650 000 р.), Астрахани (501 500 р.), Пензы (500 000 р.), Казани (400 000 р.), Саратова (400 000 р.), Вологды (400 000 р.), Молотова (305 000 р.), Уфы (230 000 р.), Калуги (140 000 р.) и др. Нельзя не отметить некоторых исключительных фактов в том патриотическом движении, какое охватило верующих при сборах на новую танковую колонну. Так, в г. Тобольске Омской области один жертвователь, принесший в банк на колонну 12 тысяч рублей своих сбережений, пожелал остаться неизвестным [5].

И вот, 7 марта 1944 года наступил долгожданный день, когда построенная на деньги Русской Православной Церкви танковая колонна имени Димитрия Донского была сформирована. Это произошло, как уже ранее сообщалось, в 5 километрах северо-западнее г. Тулы, у поселка Горелки. Танковая колонна, прибывшая прямо из цехов Нижне-Тагильского танкового завода состояла из двух типов танков Т-34: 19 танков новой, усовершенствованной модели Т-34-85 и 21 огнеметный танк ОТ-34. На башнях всех 40 танков были аккуратно выведены слова «Димитрий Донской».

Учитывая высокую значимость патриотического вклада духовенства и простых верующих, в этот день состоялся торжественный митинг. Главный организатор создания танковой колонны Патриарх Сергий по причине тяжелой болезни не смог лично присутствовать на передаче танков частям Красной Армии. По его благословению перед личным составов полков выступил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич).

Сообщив о патриотической деятельности Церкви, ее нерушимом единстве с народом митрополит Николай дал защитникам Родины напутственный наказ: «Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Димитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, дорогие воины, во имя полного очищения нашей земли, во имя мирной жизни и счастья нашего народа. На святое дело – вперед! Вперед, к победе!» [6].

Колонна пошла на комплектование 38-го отдельного танкового полка и 516-го отдельного огнемётного танкового полка. Боевые пути полков под Тулой расходятся: 38-й ушел в составе войск 2-го Украинского фронта и принимал участие в освобождении юго-западных областей Украины и части Бессарабии [7], а 516-й – в Белорусию и начал боевые действия с 16 июня 1944 года  в операции «Багратион».

За проявленные мужество и героизм 49 танкистов колонны имени Димитрия Донского из 38 полка были награждены орденами и медалями СССР. Следует отметить, что за боевые подвиги только к награждению орденами командование полка представило 82 человека. К сожалению, судьба 33 представителей к настоящему времени остается неизвестной. 21 солдат и 10 офицеров полка пали смертью храбрых на полях сражений, 19 человек из них сражаясь до последнего дыхания, сгорели в боевых машинах.

516-й полк, участвуя в Бобруйской операции и Люблин-Брестской операции стремительно продвигался на запад, но 10 октября 1944 г. в его составе осталось только два танка, которые были направлены в тыл для капитального ремонта. За отличные боевые действия полку от 19 февраля 1945 г. Верховным Главнокомандующим было присвоено почетное наименование лОдзинсий. Несколько позже полк штурмовал сильные укрепления Познани, а также Зееловские высоты. 5 апреля 1945 г. за боевые заслуги отдельный огнеметный танковый полк указом президиума верховного совета ссср был награжден орденом красного знамени [8].

-2

Так в борьбе за общие идеалы в годы великой отечественной войны патриотические чаяния русских верующих и духовенства воедино слились с героизмом и доблестью воинов красной армии.

[1] Журнал Московской Патриархии, 1990, № 5, с. 46

[2] Журнал Московской Патриархии, 1943, №02, с. 30.

[3] ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 80. Л. 83. Распоряжение СНК СССР № 17350 «Об открытии в Госбанке текущих счетов Московской патриархии, епархиальным управлениям и церковным приходам»

[4] Журнал Московской Патриархии, № 02 октябрь 1943, с. 32.

[5] ЦГАОР СССР, ф. 6991 с, оп. 2, д. 17, л. 6.

[6] Обращение митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) к воинам танковой колонны им. Дмитрия Донского. Март 1944 г. // Новые документы по новейшей истории: Хрестоматия. М., 1996. С. 57 – 58.

[7] ЦАМО СССР, ф. 364 гв. Тсап, оп. 116513, д. 15 лл. 22 – 24, 30.

[8] Из стенной газеты 516-го Лодзинского Краснознаменного отдельного огнеметного танкового полка об итогах боевого пути с 29 января 1944 г. по 9 мая 1945 г.

Священник Димитрий Гуров,

Руководитель информационного отдела

 Тульской духовной семинарии