В настоящее время растет число неблагополучных семей с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях. От чего это происходит? Возможно от того, что каждый день Вы разговариваете с ребенком на языке "НЕПРИНЯТИЯ"
Сегодня мы с Вами научимся безусловно принимать нашего ребенка и разговаривать с ним на языке «ПРИНЯТИЯ». Мы с вами попробуем в различных ситуациях применить язык «Принятия» и сравнить его с языком «Непринятия»
Что означает принятие ребенка? Это значит реалистично признавать его особенности, способности и интересы. Мы с вами должны способствовать развитию сильных сторон нашего ребенка, а не «лепить» его под себя. Не стараться сделать из него лидера, или знаменитого ученого, или великого танцора или усердного бухгалтера.
Пять правил языка «Принятия»
1 правило "Оцениваем поступок, а не личность"
Ситуация №1. Ребенок: Мам, я снова забыл записать домашнее задание.
Мама (язык «непринятия»): Да, что ж ты у меня за лентяй и оболтус такой. Ну, сколько же можно бороться с этим? Вчера только обещал, что больше не будешь, а сегодня ты снова за свое – «горе ты мое луковое»
Комментарий психолога: Ребенку навесили ярлык – лентяи, оболтус, «горе луковое». Если это делать каждый день, то ребенок перестанет сопротивляться:
«Раз я лентяй, зачем напрягаться и меняться».
Родитель не получит никакого положительного эффекта, от этих прозвищ. Эффект будет обратный желаемому – отрицательный.
Нужно ответить так:
Мама (язык «принятия»): Послушай, ты так хорошо написал сегодня классную работу, я знаю, что ты у меня внимательный и умный. Ну, что ж такое с домашнем заданием происходит? Плохо, что ты сегодня не записал его снова, это создает кучу проблем. Надеюсь завтра ты мне его покажешь в дневнике.
2 правило "Временный язык"
Ситуация №2. Ребенок: Мам, я получил запись в дневнике за плохое поведение на уроке русского
Мама (язык «непринятия»): Ну, опять началось. Сколько можно? Сколько это будет продолжаться? Ты постоянно плохо ведешь себя на русском. Что не день, сплошные замечания. Тебе, что не говори, ты все равно будешь вести себя плохо.
Комментарий психолога: Ребенок не захочет меняться, если мама считает, что это происходит всегда и будет происходить несмотря ни на что.
Нужно ответить так:
Мама (язык «принятия»): Я очень расстроена, что сегодня ты вел себя плохо на уроке. Я знаю, что ты можешь себя контролировать – на других же уроках – все нормально. Надеюсь завтра и на русском будет все хорошо
3 правило "Сравнивать только с самим собой"
Ситуация №3. Ребенок не убрал в комнате, а вместо этого прогулял весь день
Мама (язык «непринятия»): Что же это творится? Грязь в комнате как была, так и осталась. Я в твоем возрасте весь дом убирала. Даже случая не было, чтобы родители пришли, а у меня такая грязь в комнате. Да, вот моя подруга на работе рассказывает – ее дети убирают каждый день и порядок наводя. Вот это нормальные хорошие дети. А ты – свинья. Видеть тебя не хочу
Комментарий психолога: Сравнение с другими людьми приводит к агрессии и никогда не приведет к положительному эффекту
Нужно ответить так:
Мама (язык «принятия»): Я расстроена, комната так и осталась не убранной за целый день. Я ведь знаю, что ты можешь убрать очень тщательно и аккуратно. И, как приятно потом зайти в твою комнату. Я только вчера папе говорила о тебе:
«Вот в прошлом году он так тщательно не убирал, вечно приходилось его пинать, в этом году совсем другое дело».
Давай, исправь это завтра, чтобы не было конфликта и санкций
4 правило "Выражаем заинтересованность проблемами ребенка"
Ситуация №4. Ребенок: Мам, я убью эту Катю, ты мне позвонила, чтобы я домой шел, а она такая сразу – «Давай, вали от нас». И все сразу тоже стали кричать «Вали домой»
Мама (язык «непринятия»): Ой, не приставай. Сам решай свои проблемы. Это ваши детские разборки
Комментарий психолога: Ребенок является изгоем в компании сверстников и понимает, что даже мама не хочет его выслушать, чтобы найти разумное объяснение, решение проблемы или просто посочувствовать.
Нужно ответить так:
Мама (язык «принятия»): Я внимательно тебя слушаю. Расскажи мне поподробнее, почему ты думаешь, Катя так сказала.
Ребенок (в сердцах): Да, она дура.
Мама: Подожди, ты не раз мне рассказывал, что вы дружите и нормально общаетесь. Давай вместе подумаем, что произошло на этот раз.
5 правило " Эмоциональное сопереживание"
Ситуация №5: Ребенок приходит домой в порванной рубашке
Ребенок: Мам, я подрался с этим придурком Васькой.
Мама (язык «непринятия»): Что это? Сколько можно тебе рубашек покупать. Будешь ходить в порванной, уйди с глаз долой. Видеть тебя не хочу
Комментарий психолога: Ребенок понимает, что его игнорируют и оставляют наедине с проблемами.
Нужно ответить так:
Мама (язык «принятия»): Я тебя внимательно слушаю, расскажи, что случилось, что произошло?
Отвечая ребенку на языке «ПРИНЯТИЯ», мы каждый раз сближаемся с ним.
Наш ребенок чувствует в нас поддержку, он доверяет нам и в итоге вырастит гармоничной личностью.