Найти тему

Клабхаус: новая соцсеть или проект пустышка?

Оглавление

Люди в феврале 2021 будто поделились на две части – тех, кто пользуется Клабхаусом, и тех, кто не мог понять, что за обилие новых странных слов (вроде «клабхаус», «инвайт», «биониклы») появилось в Сети.

Клабхаус (от англ. clubhouse) – социальная сеть закрытого типа, в ее основе лежит голосовое общение.

Суть соцсети состоит в том, что люди создают виртуальные комнаты для общения голосом по интересам. Любой человек может найти такую комнату и присоединиться к ней в качестве слушателя, либо создать свою. Если вы пришли в «чужую» комнату и хотите высказаться, достаточно поднять руку и ждать, когда вам предоставят слово.

Получается что-то вроде радио, где каждый может стать радиоведущим.

Особенности Клабхауса

Все общение происходит в режиме реального времени 24/7. То есть нет возможности отложить потребление аудиоконтента на потом, его можно только послушать здесь и сейчас.

Нельзя записать аудиоконференцию (за это можно бан схлопотать), нет возможности поделиться фото, что-то напечатать, кому-то что-то отправить – в Клабхаусе в принципе другой тип контента не подразумевается.

Что же особенного в Клабхаусе, чего не было, например, в Яндекс.Ауре (идея-то с закрытой соцсетью не нова), почему вдруг был такой ажиотаж вокруг соцсети?

Если мы посмотрим Google Тренды, то увидим кривую, стремящуюся вверх, а потом резко вниз:

-2

Соцсеть существует с 2020 года. Пик популярности Clubhouse приходится именно на февраль. Похожий рост по понятным причинам мы с вами наблюдали в тематике Covid год назад.

С чего все началось?

Илон Маск и Клабхаус

Всплеск популярности Клабхауса в России началось с сообщения в Твиттер 31 января Илона Маска:

-3

На этой встрече Илон Маск рассказал о своих планах, обсуждал полет на Марс, пиарил свой стартап Neuralink и отвечал на вопросы. Комната была переполнена мгновенно, а видео было выложено (в качестве исключения) в Сети.

Буквально через неделю пользователи Clubhouse услышали и Марка Цукерберга, который поведал о хитростях Facebook Reality Labs и рассуждал про удаленную работу.

После этого начались массовые регистрации в Клабхаус – никто не хотел пропустить очередную сенсацию.

Это было настолько резонансно, что Клабхаус даже повлиял на фондовый рынок. Логично было предположить, что после выступления Илона Маска и Марка Цукерберга соцсеть стала считаться достаточно перспективной для вложений в ее акции.

Акции Клабхаус

Горе-инвесторы бросились скупать акции Clubhouse Media Group. Почему горе? Потому что Clubhouse Media Group и соцсеть Клабхаус не имеют ничего общего, однако акции Clubhouse Media Group выросли больше чем на 100%, надув очередной пузырь.

Настоящий же разработчик приложения Clubhouse – частная компания, которая не представлена на бирже.

В чем был феномен популярности Клабхауса?

На наш взгляд, для Клабхауса просто удачно сошлись все звезды:

  • Из-за пандемии, постоянных локдаунов и самоизоляции людям катастрофически не хватало общения, а тут его хоть отбавляй – формат нетворкинга, к которому может каждый присоединиться без стеснения и просто послушать или даже свободно высказаться, идеально вписался в постковидное пространство;
  • Соцсеть пиарят не простые обыватели, а известные личности. В Клабхаусе можно было спокойно в режиме реального времени услышать Опру Уинфри, Эштона Кэтчера, Илона Маска, Марка Цукерберга, Настю Ивлееву, Олега Тинькова, основателя «Кураж-Бамбей», Игоря Манна. Где вы еще такую возможность найдете?
  • Клабхаус в чем-то похож на радио или стриминг-платформу, разница только в том, что зрители могут стать участниками беседы наравне с начальными спикерами, достаточно просто поднять руку и дождаться, когда тебе дадут слово. Какая соцсеть еще позволит вживую пообщаться с Илоном Маском?
  • Пока в Клабхаус еще не набежали дилетанты и не захламили низкосортным контентом, большинство комнат создаются медийными личностями, в итоге пользователь получает отличный контент, приправленный новизной подачи.
  • Разнообразие выбора. В Клабхаусе можно послушать беседы на различные темы, ток-шоу, музыку в живом исполнении, поучаствовать в нетворкинге, зайти в комнату со свиданиями, выступлениями, политическими дискуссиями или просто послушать носителей языка и подтянуть свой английский и т. д.
  • Да и вообще, появилось что-то принципиально новое. Многим хочется просто удовлетворить любопытство.
  • Соцсеть довольно простая. Никаких лишних иконок, сложных навигаций. Несмотря на то, что интерфейсы полностью на английском языке, они понятны пользователю и не вызывают трудностей.

Клабхаус был популярен не только в Америке и России, Европа и даже Китай тоже поддались всемирному хайпу. В Китае так и вовсе Клабхаусом стало пространство, где легко можно высказаться насчет политики, поговорить о правах человека, т.е. соцсеть стала некоей «площадкой без цензуры», а 8 февраля власти Китая официально ее заблокировали.

Клабхаус на Android

Clubhouse был доступен только на iOS. Запуск клабхауса на андроид пока не анонсирован, но разработки уже начались. И говорят, что версия для Android появится в мае этого года.

Что делать бизнесу в Клабхаусе? Как монетизировать Клабхаус?

Пока речи о полноценной монетизации не идет. Да и, если честно, мне ее в принципе сложно представить. Как вариант, эфир будет прерываться на рекламу. Сомнительно. Или будет явная джинса, когда модераторы начнут зачитывать рекламный блок спонсора комнаты. Тоже такое себе. Будем честны, все ненавидят аудиорекламу.

А Clubhouse на данный момент – это площадка, где пользователи собирают аудиторию в надежде ее монетизировать. Когда-нибудь потом.

Единственный заработок, который уже сейчас возможен – это модерация комнат. При условии большого количества подписчиков у модератора.

Прокачанные модераторы просят от 20 до 150 тыс. рублей за час модерирования комнаты. Чем популярнее модератор, тем больше его гонорар. Ведь всем подписчикам модератора придет уведомление о том, что стартует новая комната.

Выводы и субъективная оценка

Приложение Clubhouse быстро привлекло внимание не только в Америке, но и Германии, Японии, Бразилии, Китае и Турции. Покорить почти весь мир за один год, как минимум, достойно уважения.

Площадка новая, не изученная. Местами сырая. Местами сильно сырая. Сильно не хватает реакций – лайков и дизлайков. Причем, как с точки зрения спикера – говоришь будто в тишину без обратной связи со слушателем; так и с точки зрения слушателя, когда согласен с мнением говорящего или категорически протестуешь. Но, может, оно и к лучшему, не каждый захочет выступать, видя сиюминутную реакцию аудитории на свою речь.

Что касается популярности в первые два месяца, то было такое же стремительное падение, как и взлет. Это произошло, когда хайп вокруг соцсети поубавился и медийные личности перестали там мелькать столь часто – все-таки площадка отнимает очень много времени. Но, на наш взгляд, и занять свою нишу среди соцсетей у Клабхауса возможность еще есть.

Аудитория в Клабхаусе пока в основном – медиа и технологии, собственно, этим лично меня и подкупает данный ресурс. Некая свободная зона коворкинга, где можно спросить то, что тебя волнует, напрямую у эксперта. И тебе ответят максимально честно. Маркетологи, IT-шники, пиарщики, журналисты, digital. Причем не только из России, но и всего мира.

Будет ли вторая волна хайпа вокруг Клабхаза большой вопрос. Если разработчики придумают что-то новое и смогут заинтересовать аудиторию, то да. Поэтому как будет складываться дальше – жизнь покажет.