Александр Майданник, проживший на Камчатке более 20-и лет, поведал об удивительных современных действующих обрядах камчадалов, людей, живущих с нами в одно время, в одной стране, - наших согражданах России. Его поразительные наблюдения как за жизнью, так и за смертью на Камчатке публикую с его согласием и сохранением его редакции.
Мешают медведи
Что до русских православных похорон, то на Камчатке почти ничего особенного не происходит. Разве, что есть проблема с медведями. Расплодившиеся косолапые берут человеческие поселения во все более плотное кольцо, уже добираясь и до кладбищ. Зимой 20-21 года пришлось принимать специальное постановление администрации по которому было отстреляно шесть медведей, разорявших свежие могилы. Теперь жители полуострова вынуждены возить умерших в далекий Владивосток, где имеется крематорий.
До русских на Камчатке человек жил много тысячелетий, создав сложные обряды, превратившиеся в особый культ похорон, кстати, до сих пор до конца не разгаданный.
В доисторические времена однозначно существовал ритуальный каннибализм.
Отголоски древнего культа похорон относятся к середине восемнадцатого века: когда чукчи буквально разорвали на сувениры тело убитого майора Павлуцкого – командующего русским военным отрядом. Тойоны (Авторитетные вожди) еще долго потом пользовались черепом несчастного, как чашей во время торжественных застолий.
Нужно сказать, что сейчас на территории края проживает четыре коренных народа:
1- Чукчи;
2- Коряки;
3- Ительмены;
4- И совсем немного алеутов.
Первые два народа считаются пришлыми.
Некоторые обычаи нынешних аборигенов были переняты друг у друга, но остались и кардинальные отличия. Так, чукчи и коряки считают, что мертвые уходят в «верхний» мир, а ительмены, - что в «нижний».
У всех народов легкое отношение к самоубийству. Особенно часто к нему прибегают старые и одинокие люди. Известно даже об «эпидемии» самоубийств ительменов, которые не желали покоряться русским казакам- первопроходцам. Они добровольно уходили в свой «нижний» мир, узнав, что русские возносятся на небо и в другой жизни они просто не встретятся.
Общим нужно считать уважение к Ворону и Медведю, которое особенно проявляется во время похорон; Главное, - это вера в отзеркаливание загробного мира. Все народы Камчатки верят, что в загробном мире жизнь точно такая же, как здесь, но только все наоборот. Если у живых лето, то там зима. Если у людей день, то у мертвых ночь. Это странным образом почти повторяет верование древних египтян.
Перед похоронами:
- Все вещи покойного в захоронениях умерших камчадалов должны быть поломаны. Тогда в загробном мире они достанутся хозяину целыми. Сейчас на могилах можно найти сломанные японские телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, снегоходы.
- По тому же принципу отражения: правую перчатку одевают умершему на левую руку, а левую на правую.
- В руки умершим вкладывают кусочки рыбы, чтобы откупиться от собак поту стороннего мира. Здесь опять перекликается с мифологией Древней Греции, где вход в царство мертвых Аид охраняют страшные собаки Цербер и Кербер.
В основном все вопросы погребения решают старики.
Почившего очень важно похоронить в кухлянке из шкур именно его, а не чужих оленей. На пояс прикрепляется красивый нож, игольница с иголками, личная кружка, а в руки дают копье мужчинам или посох женщинам. В мешке еда на дорогу: сушеное мясо, рыба, юкола.
Уже на месте погребения шаман или старики проводят обряд защиты от злых духов «кале» и кладут две длинные палки, типа, полозья нард. После этого все провожающие в последний путь бросаются собирать ветки кедрача. Родственники очень стараются, чтобы умерший видел, как все его любят.
Когда тело водружено на костер, две женщины, изображающие ворон, взбираются на верх и личным ножом покойного перерезают ему горло. Они же вскрывают живот и грудную клетку, слегка вытянув на поверхность сердце и печень. При этом женщины по вороньи каркают.
На погребальном месте остается только разжечь огонь и отвернуться родственникам, (им строжайше запрещено смотреть на погребальный костер). Остаётся только один чужой мужчина, который внимательно за всем наблюдает. Каряки верят, что умерший, во время перехода в другой мир, может передать много важной информации живым. Например, если у него поднимается левая рука, то он умер от сглаза, а если правая, то жди еще одних скорых похорон.
На следующий день при соблюдении особых мер предосторожности от злых духов родственники забирают прах покойного.
У коряков похоронами руководит пожилая женщина.
Одежду покойному шьют с применением красных тканевых вставок обязательных на перчатках, сапогах и бисерном поясе. Бисер нашивается на штаны под коленками, на подол кухлянки и капюшон. На грудь покойного кладут плоский камень. (После похорон этот несгораемый камень переходит в разряд семейных святынь).
К копью повязывают звоночек, большую красную бусину и жестяную кружку, а древко копья обшивают красной материей. Все лоскутки, нитки и стружка от процесса изготовления копья кладутся в мешочек, который тоже отправляется на погребальный костер.
Перед выносом тело кладут на пол, и все родственники ходят по кругу и рычат по медвежьи, пиная ногами у мершего.
Очень интересен обряд с ремешком, на котором завязывают узелки по числу членов семьи. Когда выносят тело, то распорядительница обрезает ремешок так, чтобы у покойного остался только один узел.
На погребальном костре тело укладывают головой обязательно на восток. С этой же стороны поджигают костер.
Правда зимой, когда плохо с дровами, коряки тела не сжигают, а обложив кусками свежей оленины вывозят в тундру.
Ительмены первыми приняли Христианство.
Они же первые ассимилировались с русским населением. По этой причине сейчас похороны у них проходят по-христиански. Однако доподлинно известно, что в дохристианский период они закапывали своих умерших в землю, завернув специально в сплетенную рогожку. Иногда тела укладывали головой вниз, чтобы они не сбились с пути.
Алеуты, проводили в байдарках много времени сидя и хоронили своих родных тоже в сидячей позе.
Самое удивительное, что у всех народов северо-востока Евразии после похорон по обычаю нужно пировать и веселиться. Дети мажут лица золой, правда, из другого костра. Взрослые налегают на еду и спиртное. Молодежь поет и танцует. Получается такой веселый банкет-концерт в честь ушедшего. Особенно должны стараться родственники. Отлынивать нельзя! Есть так есть, пить так пить, танцевать так до упаду.
Подписывайтесь на канал Азы Бессмертия , - узнаете себя.