Найти в Дзене
Волюм

Perturbator

Оглавление

В честь выхода нового альбома разбираем дискографию отца ретровейва и вечного возмутителя спокойствия корпоратов.

Немного о личности

Джеймс Кент родился в Париже в семье одного из самых влиятельных критиков рок музыки 70-х Ника Кента. Благодаря отцу он познакомился с классическим металлом, нашел свое звучание и перестал бояться экспериментировать. В школьном возрасте искал себя как раз в метальном звучании, играя на гитаре в местных дет метал и треш метал группах.

В 2012 году, не оставив идеи заниматься музыкой, и будучи пропитанным бунтарским духом металла, он вдохновился саундтреком фильма «Бомж с дробовиком» и начал активно поглощать трешовые фильмы категории Б из 80-х годов. Отсюда и начинается путь Perturbator.

2012-2013

Не вижу смысла разбирать все его первые релизы, так как их могло выходить по нескольку штук в год, как и фильмы категории Б, кстати.

Все его первые релизы характеризуются, так сказать,как пробой пера, в них уже слышны мрачные нотки киберпанка и вечного противостояния, которое продолжается на всех альбомах Джеймса. Незамысловатые ритмы, синтезаторные мелодии, перегруженный бас - все это про его первые альбомы, и я бы отдельно разобрал из них только один.

I Am the Night (2012)

-2

По-своему, компиляция всех перечисленных выше отличительных черт, но все-таки такие альбомы закладывали основу ретровейву, каким мы его знаем сейчас. Некоторые треки специально создают размеренную, тягучую атмосферу, некоторые агрессивные и тревожные.

Как,например, по-своему культовый

Technoir

На альбоме есть множество гостей из окружения маэстро, которые в будущем еще появятся в дальнейших его работах.

В общем- то этот альбом как раз хорошо показывает состояние ретровейва в 2012 году, что он уже имел основные черты, но оставался довольно любительским, примитивным, но идейным. И так же с авторским видением Пертурбатора: очевидно, что основное его вдохновение-это сеттинг мрачного будущего и метал, но пока это только поверхностный и сырой взгляд.

Dangerous Days (2014)

-3

Вот это уже культовый альбом, который обнажил нам лицо и мир Пертурбатора.

Сам первый трек «Perturbator's Theme» нас сразу окунает в этот мир всепоглощающих корпораций, грязных улиц и разрушителя этих границ в виде нашего маэстро. Здесь уже и характерный ему рванный перегруженный бас, проявления метала в виде протяжных гитар, которые отлично контрастируют с практически индустриальной ритмикой.

Альбом также состоит из меланхоличных кинематографичных композиций, знакомых нам по первым альбомам Isabella Goloversic. На этом релизе Джеймс уже не боится заигрывать с нойзом для придания атмосферы.

Разберем культовые композиции с альбома:

Future club

Название уже отражает суть: здесь ощущается давящая атмосфера душного помещения клуба тех, с кем жизнь не церемонилась. Как вдруг с первыми синтами вмешивается наш лирический герой. Под конец посетители будто перетягивают первый план на себя: лирический герой начал потасовку, и она приобрела яркие тона в стенах клуба.

До сих пор звучит оригинально, мрачно, и по-своему красиво и контрастно.

Humans Are such easy prey

Этот трек раскрывает индустриальную натуру продюсера. Тут ритм задает уже не типичная для ретровейва танцевальная ритмика, а грузный марш, состоящий из шумных ударных. Между ними скачут все те же яркие синтезаторы.

Наверное, именно этим запомнился альбом зрителям прошлого - необычной для жанровых шаблонов качевым ритмом в сочетании с ретро стилистикой (которая, кстати, формировала жанр). А концовке, убивающей этот ритм скоростью стоит отвести особое внимание.

Complete domination

Чтобы раскрыть все стороны творчества Джеймса, мы не могли пройти мимо этой совместной работы с другими легендами ретровейва, которые заслуживают отдельной статьи и ,возможно, тоже выпустят альбом в этом году.

«Complete domination» дает нам смесь нуарного и футуристичного подхода пертурбатора и дерзкого и рокерского подхода от carpenter brut. Динамичный, метальный, бунтарский трек, под который только и мечтаешь, что о скорости на дороге и разрушении правящих элит, а какой там гитарный запил в конце!

The Uncanny Valley (2016)

-4

Этот релиз — это закономерное развитие и становление лирического героя. Все те же черты, только умноженные в разы: если и происходит жесть, так боевая и смертоносная, если меланхолия, то с самыми печальными образами.

Давайте говорить меньше слов, а добавим больше примеров. Итак, два показательных трека из каждой категории.

The Cult of 2112

Оккультная тематика в окружении высоких технологий приобретает новые краски. Зажеванный тисками бас, идущий мимо основного ритма и плавные синтезаторы, контрастирующие с агрессией остального инструментала в дальнейшем придают пафоса, кинематографичности и цветов этому черно-белому нуару. И конечно же, выступает взрывная концовка, концертирующая в себе оккультность, агрессию и пафос. Это есть мир, который рисует нам Пертурбатор.

Sentient

Мрачная песня об удовольствии виртуального эскапизма, сравнимого со смертью.

Трек в основном построен на вокале Hayley Stewart, которая создает образ не роковой красотки героя-одиночки, а ,скорее, очередную жертву темного будущего, которая утонула в технологиях и пытается бороться, чтобы не опуститься на дно. Здесь уже нет жужжащего баса, быстрого ритма и не синтезаторная мелодия расплывается в других инструментах, а они - на ее фоне.

Альбом можно считать лицом и телом Пертурбатора, он полностью завершает его авторский подход. В нем абсолютно наблюдается вдохновение фильмами 80-х, классическим киберпанком, металлом и индустриальной электроникой, и все это пропущенного через личность и видение самого Джеймса.

New Model (2017)

-5

Почему я перед этим подводил итогу ретровейва Пертурбатора? Потому что спустя год он выпускает экспериментальный альбом со всеми перечисленными выше чертами своего стиля, но он уже не просто танцевальный или агрессивный, а настоящий электронный эксперимент, который подходит уже под описание ,скорее, не лирического героя, а мира, окружающего его.

Вероятно, из такого подхода и появляется название альбома. О саундтреках к фильмам 80-х здесь практически не идет речи, это больше похоже на нечто более приближенное к нашему времени.

Постоянно сбивчивый ритм, более комплексные и сложные композиции, в этот раз они не всегда выражают какие-то конкретные эмоции или настроение, а могу менять их. Так в треке «Corrupted by design» продюсер вообще перемалывает через призму своего видения техно и индастриал.

На этом альбоме отсутствует бунтарский, рокерский дух Джеймса, на его место приходит пафос и взгляд не от лица нарушителя спокойствия, жаждущего возмездия, а взгляд сверху и попытка структурировать этот мир, выстроенный предыдущими альбомами.

Vantablack

Трек на альбоме примечателен тем, что в нем единственном есть гости, и это OddZoo, авангардная нойз группа, знакомство с которыми в дальнейшем выльется в совместную работу с HEALTH. Практически ритм трип-хопа с таким вокалом звучит уже как обращение к роковой красотке, а не панков, пытающихся сбежать от реальности.

Этот релиз - мой любимый из дискографии Пертурбатора, и свое субъективное мнение могу объяснить, наверное, тем, что он стоит ближе к классической электронике, здесь больше экспериментов и мелодических ходов при меньшей продолжительности, чем предыдущие альбомы. Это не делает их хуже, они все так же самобытны и культовы, как и описано выше.

Если хотите познать классику ретровейва, начинайте с них, а этот альбом подойдет вам в том случае, если вы уже наслушались Пертурбатора или ретро электроники, и вам нужны эксперименты.

2017 – 2021

Затишье: Джеймс работает, выпуская ремиксы и бисайды на своих коллег по Blood music, и металлистов по типу его переработки трека Alcest. Единственное, что он записал - это уже упомянутая совместная работа с HEALTH для их микстейпа с фитами.

Lustful Sacraments (2021)

-6

В 2020 году как гром среди постоянного дождя (в нуаре и киберпанке по-другому не бывает), Пертурбатор в буквальном смысле нарушает наше спокойствие, вспомнив, что 80-е это не только металл, а мрак - это не только корпорации и борьба с ними выпустив сингл Excess. Вокал, вдохновлен немецким пост-панком тех годов, а гитарная партия схожа по духу, синтезаторы только в припеве разбавляют ритмичные выкрики самого Джеймса про продажу души дьяволу.

Вообще, альбом хорошо контрастирует с предыдущим. Как я уже описывал, если предыдущий конструировал перед нами сложную и пафосную конструкцию, то этот альбом звучит более приземленно. Он более ритмичен и делает акцент не на синтезаторах и рваном и жестком басе, а меланхоличной гитаре и готических темах. Само название намекает на некую ритуальную природу альбома, на руку которой как раз играет эта ритмичность и глубокий вокал.

Разберем пару композиций для примера:

Death of the Soul

Как по мне, один из лучших примеров звучания этого альбома. Дерганый бас, отлично подходящий для бала сатаны и написанный полностью в стиле Пертурбатора. Тихий, замыленный вокал, кстати, на русском, с резко проскакивающим синтом, вносящим разнообразие в трек, который в конце отрывает нас от этого ритмичного ритуала перенося к объемной и аморфной гитаре.

God says

Завершающая композиция на альбоме как оправдание перед самим собой за все таинства и сатанинские танцы с этого альбома, выраженные в балладе.

Здесь вокал уже не глубокий и отрывистый, а расплывчатый в размышлениях на фоне редкой гитары, видимо, напоминающей о тех вещах, за которые лирический герой просит прощения. Постепенно гитара переходит в синтезатор, затмевающий эти воспоминания. И концовка трека и альбома, в которой лирический герой понимает бессмысленность своих оправданий, в нем возвращается гитара, так же доказывающая, бессмысленность бега от себя.

На самом деле, альбом очень хороший, редко сейчас можно услышать интересный пост-панк, колдвейв и ретровейв, но мастерство и авторское виденье Джеймса никуда не пропало. Особенно радует, что он не остановился на создании одного ретровейва или электроники, а постоянно экспериментирует с жанрами подходами и гостями на альбомах, в этот раз такой эксперимент, ждем следующего.

ИТОГ:

Пертурбатор или Джеймс Кент, является отцом ретровейва, каким мы его знаем сейчас, и отличным концептуальным продюсером, и последние два альбома это доказывают. За развитием его стиля в творчестве интересно следить с первых любительских работ по сей день. У человека есть свое виденье, свой подход к написанию и узнаваемый почерк, который каждый раз удивляет нас, появляясь в разных обличьях.

Громче!