Разрыв между Тбилиси и Цхинвалом был неизбежен ввиду упорного стремления Грузии добиться независимости от СССР и не менее упорного стремления Южной Осетии остаться в составе Советского Союза вместе с Северной Осетией. Распад СССР усугубил ситуацию. Грузино-осетинский конфликт не мог быть окончательно разрешен с помощью переговоров в виду непримиримости сторон. Россия, восстанавливая свои позиции на постсоветском пространстве, взяла на себя ответственность не допустить большой войны, которая неизбежно обернулась бы «большой кровью».
Первая война
20 сентября 1990 года Совет народных депутатов провозгласил создание Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. Соответствующая декларация была принята на основе нормы действующего закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В ответ 10 декабря Верховный совет Грузии принял решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области и разделе ее территории на четыре административных района Грузии. 6 января 1991 года в город Цхинвал вошел шеститысячный отряд грузинских полицейских и боевиков, при этом внутренние войска МВД СССР были выведены. Начались столкновения. Президент СССР Михаил Горбачев осудил в своем указе от 7 января 1991 года обе стороны.
После двадцатидневных боев город был освобожден, и боевые действия переместились в районы. Грузинские силы, несмотря на контроль стратегических высот вокруг осетинской столицы, взять Цхинвал не смогли. 21 декабря 1991 года, в связи с распадом СССР, Верховный совет Республики Южная Осетия принял Декларацию о независимости. 19 января 1992 года в Южной Осетии состоялся референдум по вопросу о государственной независимости и (или) воссоединении с Северной Осетией. Большинство жителей высказалось за независимость. 25 апреля 1992 года территорию Южной Осетии по приказу из Москвы оставили миротворцы — полк оперативного назначения внутренних войск МВД России.
29 мая 1992 года Верховный совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости. После ударов российской авиации по грузинской группировке, обстреливавшей Цхинвал, боевые действия прекратились. Под давлением России Грузия начала переговоры с Южной Осетией, в результате которых 24 июня 1992 года были подписаны Дагомысские соглашения о принципах урегулирования конфликта. Они предусматривали создание Смешанной контрольной комиссии (СКК) из представителей четырех сторон: Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии. В зону конфликта для разъединения противоборствующих сторон были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трех батальонов: российского, грузинского и осетинского. В Цхинвале была размещена миссия наблюдателей от ОБСЕ.
Первая попытка Саакашвили
После 1992 года Южная Осетия стала фактически независимым государством со своей конституцией, принятой в 1993 году, и своей государственной символикой. Конфликтная ситуация в Южной Осетии осталась фактически замороженной. 17 апреля 1996 года представители Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии, Российской Федерации и ОБСЕ парафировали Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами грузино-осетинского конфликта. Это первый документ, подписанный всеми сторонами, подтверждающий их намерение решить его мирными средствами. Тем не менее вопрос оставался открытым — в преамбуле документа говорилось как о необходимости сохранения территориальной целостности государств, так и о праве народов на самоопределение, что отражало противоречие интересов Грузии и Южной Осетии.
1 июня 2002 года после принятия в Российской Федерации нового закона о гражданстве, предоставляющего право бывшим гражданам СССР, оставшимся без него после распада Советского Союза, обменять советские паспорта на российские, началась массовая выдача российских паспортов жителям Южной Осетии и Абхазии. Это обстоятельство обострило и без того напряженные отношения в зоне конфликта. Кардинальное изменение политики России в регионе началось после короткой войны Грузии и Южной Осетии в августе 2004 года. Новый президент Грузии Михаил Саакашвили объявил курс на восстановление территориальной целостности страны.
Популистские обещания, розданные Саакашвили в предвыборный период, его идея мессианства, а впоследствии также и острая нехватка легитимности толкали его на активные шаги в отношении Абхазии и Южной Осетии. В августе дело дошло до кровопролитных столкновений. Грузинские войска безуспешно пытались установить контроль над стратегическими высотами вокруг Цхинвала, но, потеряв несколько десятков человек, были отведены. Именно действия военизированных подразделений МВД Грузии стали главным возмутителем спокойствия в регионе.
Обострило ситуацию и закрытие контрабандного рынка в Эргнети, за счет которого жила большая часть населения Южной Осетии. До этого Москва придерживалась принципа территориальной целостности, предпочитала нейтральную и по возможности объективную позицию при сохранении статус-кво. Однако потеря РЮО повлияла бы негативно на ситуацию на российском Северном Кавказе с так и неразрешенным осетино-ингушским конфликтом. К тому же курс президента Саакашвили — абсолютно проамериканский — быстро приобрел еще ярко выраженный антироссийский оттенок. Цхинвал рассматривался теперь Москвой как инструмент влияния на Тбилиси. В то же время в силу своих геополитических устремлений США прилагали всевозможные усилия для постепенного ослабления российских позиций в Грузии.
США и НАТО
21 марта 2003 года было ратифицировано грузино-американское соглашение о сотрудничестве в сфере обороны. Правительство Михаила Саакашвили рассматривало США и НАТО, в первую очередь, как инструмент для восстановления территориальной целостности страны и источник дополнительных финансовых вливаний в госбюджет. 29 октября 2004 года Грузия присоединилась к индивидуальному плану партнерства с НАТО (IPAP).
Грузинские военные приняли участие в миротворческой миссии в Ираке в составе американского подразделения, а в 2004 году грузинские вооруженные силы начали сотрудничество с альянсом в рамках Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане. Грузины несли службу в самой горячей точке Афганистана, провинции Гельменд. Между НАТО и Грузией было подписано соглашение о транзитном следовании, на основании которого страны альянса и другие государства, участвующие в миссии ISAF, могут использовать территорию Грузии для доставки грузов своим силам в Афганистане.
Ранее Грузия участвовала во вторжении сил НАТО в Ирак. С августа 2003 года грузинские войска участвовали в американобританской операции в Ираке. Первоначально в Ираке была развернута 3-я грузинская пехотная бригада, которую в январе 2008 г. сменила 1-я пехотная. Все военнослужащие прошли подготовку по стандартам НАТО под руководством американских инструкторов. Именно поддержка США определила жесткую позицию Тбилиси в вопросе о ликвидации российских военных баз на территории Грузии.
В декабре 2004 года, в ходе своего визита в Тбилиси, министр обороны США Джеймс Рамсфелд публично призвал Москву закрыть две российские базы в Грузии и даже предложил финансовую помощь для обеспечения их вывода. Вашингтон, предоставив Тбилиси внушительный пакет финансовой помощи, стал крупнейшим иностранным донором Грузии и самым влиятельным из ее западных союзников. Это позволило ему контролировать внутриполитическую ситуацию в стране.
В мае 2004 году Саакашвили устроил «бархатную» революцию в Аджарии и сверг ее лидера Аслана Абашидзе. Огромными темпами росли расходы на армию. Составлявшие до прихода к власти Саакашвили порядка 30 млн долларов в год, они выросли примерно в 30 раз и достигли 1 млрд к 2007 году. Численность личного состава вооруженных сил Грузии выросла примерно в три раза и достигла 36,5 тысяч. 5 января 2008 года в Грузии одновременно с президентскими выборами прошел референдум, на котором 77% грузинских избирателей высказались за присоединение к НАТО.
Президент Саакашвили направляет письмо генеральному секретарю НАТО Яапу де Хооп Схефферу, в котором выразил готовность грузинской стороны присоединиться к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ). В апреле 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте США постарались убедить своих союзников в необходимости присоединения Грузии и Украины к ПДЧ. Противниками принятия Грузии в НАТО выступили Германия и Франция. Еще накануне саммита французский премьер Франсуа Финьон заявил: «Мы возражаем против присоединения Украины и Грузии к Плану действий по подготовке к членству в НАТО, так как мы полагаем, что это неверный ход в контексте баланса сил в Европе и отношений Европа — Россия». Аналогичную позицию заняла и канцлер Германии Ангела Меркель, которая после переговоров в Москве с Владимиром Путиным в марте 2008 года заявила, что Грузия не готова к вступлению в НАТО, потому что не все население поддерживает данное решение. Позиция Германии и Франции на Бухарестском саммите осталась неизменной.
В то же время на саммите Албания и Хорватия получили официальное приглашение вступить в НАТО. Руководство Грузии стремилось в НАТО, что было невозможно осуществить, пока не выполнено одно из главных требований для кандидата на вступление в Североатлантический альянс — не иметь территориальных проблем и внутренних конфликтов. В то же время США и руководство НАТО были недовольны уровнем своего присутствия в стратегическом регионе Южного Кавказа и необходимостью соизмерять свои амбиции с российскими интересами.
Путь Тбилиси к войне
Поэтому грузинская инициатива по разморозке грузино-осетнского конфликта нашла полное понимание на Западе, тем более что Грузии и Украине было обещано членство в альянсе, решение по вопросу присоединения Грузии к Плану по членству в НАТО (ПДЧ) должны были принять на декабрьском саммите НАТО. Тбилиси необходимо было предъявить конкретные достижения.
Парламент Грузии оценивал миротворческие усилия России как «неприкрытую агрессию». Был создан проект «альтернативной Южной Осетии» во главе с бывшим премьер-министром и министром обороны Дмитрием Санакоевым, чтобы отказаться от прямого переговорного диалога с Цхинвалом, что в итоге и произошло. Но главное, Саакашвили стремился через смену переговорной стороны подключить к этому процессу США и Европейский союз, лишив Россию эксклюзивной роли гаранта мира в регионе.
Точно по такой же схеме грузинские власти пытались изменить переговорный формат по Абхазии. После взятия силовыми структурами Грузии под контроль Кодорского ущелья в июле 2006 года (что стало грубым нарушением Московского соглашения 1994 года о прекращении огня и разъединении сил) туда перебралось абхазское «правительство в изгнании» — Совет министров Автономной Республики Абхазия, состоящий из этнических грузин. Его объявили единственным законным правительством республики.
Что же касается правительств Абхазии и Южной Осетии, то, по версии Тбилиси, это всего лишь исполнители имперской воли Москвы. Вот как тогда характеризовал ситуацию Михаил Саакашвили: «это не этнические конфликты. Это навязанные нам политические конфликты. Они связаны с попытками постсоветских сил, пережитков старого советского империалистического мышления, получить контроль хотя бы над некоторыми из соседних территорий…».
12 ноября 2006 года в Южной Осетии были одновременно проведены парламентские выборы и референдум о независимости на территории, контролируемой властями Южной Осетии (здесь победил Эдуард Кокойты и большинство участников референдума высказалось за независимость). Однако часть населения на территории, занимаемой грузинскими войсками, проголосовала за сохранение территорий в составе Грузии. В середине июля 2008 года в Северо-Кавказском военном округе недалеко от грузинской границы Российская Федерация провела учения «Кавказ — 2008», в которых участвовало около 8 тысяч человек.
15 июля начались грузино-американские военные учения «Немедленный ответ — 2008», в которых приняли участие около 1 425 американских десантников и морских пехотинцев, 600 солдат 4-й пехотной бригады Грузии и по десять офицеров из Украины и Азербайджана. Учения проводились под эгидой Европейского командования вооруженных сил США. Главная их цель состояла в отработке вопросов «взятия под контроль проблемной территории и проведения там операции по стабилизации и осуществлению безопасности». Приближалось 8 августа 2008 года. Большая война казалась неизбежной.
Также по теме:
Битва за Черный сад - Первая Карабахская война
Война в Южной Осетии. Пять дней, которые потрясли мир
Грузино-абхазская война: новая реальность постсоветского Закавказья
Исчезновение Советского Закавказья
Гражданская война в постсоветской Грузии
Распад СССР. Закавказский расклад
НАТО в Грузии: инфраструктура и ее назначение
Военная промышленность Армении. Возможности и амбиции
Военная промышленность Азербайджана. Нефтяные деньги и нереализованные амбиции
Военная промышленность Грузии. Соображения престижа и равнодушие коллективного Запада