Первую римскую императрицу Ливию Друзиллу демонизировали как злодейку-убийцу. Даже ее сын не пришел на ее похороны. Но действительно ли она совершила всё то, что ей приписывают?
Брак с Тиберием
Первым мужем Ливии стал ее кузен Тиберий Клавдий Нерон. У супругов была значительная разница в возрасте — невесте было около 16 лет, а жениху 43 года.
Отец и муж Ливии были республиканцами. Они поддерживали убийство Гая Юлия Цезаря и воевали против Октавиана Августа, его усыновленного наследника. В результате противостояния муж Ливии бежал из Рима и нашел приют на Сицилии. Она последовала за ним.
К тому времени у пары уже родился первый сын, Тиберий. В изгнании был зачат второй ребенок — Друз.
Вскоре Октавиан Август провозгласил амнистию, и беглые супруги смогли вернуться в Рим.
Жена Августа
По легенде, Октавиан Август влюбился в Ливию еще до ее побега. Неизвестно, так ли это было на самом деле, но последующие события позволяют думать, что страсть между ними действительно была.
Ливия развелась с первым мужем, а император Октавиан Август — со своей второй женой Скрибонией. Причем сделал он этот в тот же самый день, когда Скрибония родила ему дочь Юлию, его единственного ребенка.
Ливия же на тот момент была беременна вторым сыном. Она дождалась родов, а сразу после того, как на свет появился Друз, вышла за императора. Ей было 19 лет, а ему — 23 года.
Ливии пришлось оставить детей на воспитание бывшему мужу, но уже через несколько лет Тиберий-старший скончался и мальчики вернулись к матери.
Подозревают, что именно Ливия отравила Тиберия, чтобы самой воспитывать сыновей. Никаких прямых доказательств этому нет.
В браке у Ливии и Октавиана Августа детей не было. Один раз они зачали ребенка, но беременность закончилась выкидышем. Тем не менее император и не думал разводиться с женой. Вместе они прожили 51 год.
Стойкость союза объясняют, во-первых, связями Ливии — она происходила из очень влиятельной семьи и Августу был действительно выгоден этот брак. Во-вторых, похоже, супруги искренне любили друг друга.
Их семья стала образцовой для римлян. Несмотря на огромную власть, они жили довольно скромно. Ливия, как истинная римская матрона, заботилась о муже, иногда даже сама шила ему одежду, вела хозяйство и при этом не носила никаких вычурных украшений и нарядов.
При этом Ливия интересовалась политикой и государственными делами. Муж всегда прислушивался к ее советам и оказал ей беспрецедентную по тем временам честь — дал ей возможность самой управлять личными финансами. Она владела медными рудниками в Галлии, целыми поместьями в пальмовых рощах Иудеи и десятками папирусных болот в Египте.
Ливия обеспечивала государственные должности сторонникам и активно продвигала своих сыновей. Считается, что именно ее стараниями скончались все кровные родственники Октавиана Августа, которые могли претендовать на трон после него — племянник и внуки, рожденные дочерью. Но доказательств нет.
Юлию, единственную дочь, Октавиан Август изгнал за «разврат и предательство», и в этом, конечно, тоже видят руку Ливии. Надо ли говорить, что никаких подтверждений этому нет.
Кроме того, до изгнания Юлию выдали замуж за Тиберия, сына Ливии. Кажется, супруги, за неимением общих детей хотели иметь хотя бы общего внука. Но брак этот оказался несчастливым и бездетным.
Жизнь после Августа
Октавиан Август умер в довольно почтенном возрасте — ему было 77 лет. Он оставил одну треть своего имущества Ливии. Все остальное он завещал ее сыну Тиберию, который и стал императором после отчима.
Также своим завещанием Октавиан Август причислял Ливию к роду Юлиев и дал ей имя Юлия Августа, что позволило ей сохранить статус и влияние.
Конечно же, тут же поползли слухи, что Ливия отравила мужа, чтобы ее сын поскорее пришел к власти, но это звучит совсем уж фантастично и неправдоподобно.
С сыном у Ливии были сложные отношения. Поначалу все шло более-менее хорошо, но уже скоро Тиберий решил покончить с влияние матушки и явно демонстрировал, что он ей не рад. Сенат хотел присвоить Ливии титул «Мать отечества», но Тиберий наложил на это вето.
Когда же Ливия умерла, Тиберий не приехал на ее похороны, запретил воздавать ей почести, а ее завещание признал недействительным. Только спустя 13 лет внук Ливии — император Клавдий — воздал должное бабушке, обожествил ее и воздвиг в ее честь статую.
Личность Ливии Друзиллы
Ливия — пользовалась неограниченной властью и влиянием и, судя по всему, не гнушалась это демонстрировать. Так, например, во время правления Тиберия, она воздвигла в Риме статую, посвященную роду Юлиев. И свое имя она написала выше, чем имя сына-императора.
С одной стороны, казалось недопустимым, что женщина ставит себя выше императора, хоть она и родила его. С другой стороны — Ливии было можно. Она давно доказала, что достойна такой чести.
И союзники, и враги Ливии подтверждали, что эта женщина обладала неординарным умом и была действительно эффективной управляющей. Но действительно ли она использовала свои таланты для убийств неугодных ей людей?
Современные историки относятся к списку преступлений Ливии с большой долей скептицизма. Достоверным выглядит только то, что она убедила мужа усыновить Тиберия и сделать его наследником, когда других претендентов не осталось.
Что же до конфликта с самим Тиберием, то он выглядит как типичный личностный конфликт «отцов и детей», а не борьба за власть. Возможно, уже пожилая Ливия стремилась давать взрослому сыну советы, которых он не ждал и не просил — такое происходило, происходит и будет происходить во многих семьях во все времена. И не важно, императорская семья или нет.
Почему же Ливию Друзиллу долгие годы выставляли коварной отравительницей и жадной до власти интриганкой, не признавая сложность и неоднородность ее характера?
Просто в древнем мире уже один интерес Ливии к работе ее мужа был равносилен вмешательству и контролю. Никому не приходило в голову считать супругов равноценными партнерами, коими и являлись Ливия и Октавиан Август, на века опередив свое время.