Найти тему
Катя. Фотограф

«Купила фигню и радуется». Не все так однозначно! Тестирую нейтрально-серый фотофильтр Fujimi

Чем больше работаю в области фотографии (11 лет), тем больше подмечаю различия в подходе к съемкам у мужчин и женщин (нет, это не сексизм). Мужчины больше ориентированы на техническую сторону вопроса: какая камера? Какая матрица? Какое стекло? Какая цветовая температура? При этом они редко обращают внимание на композиционные моменты. С женщинами часто наоборот – они даже могут перемудрить с постановкой кадра, из-за чего тот смотрится нелепо.

!Disclaimer!

Данное наблюдение достаточно грубо обобщает фотомир. Те, кто учились у мэтров фотожурналистики помнят слова мастеров, о том, что неважно на какой «тапок» снят шедевр, если он действительно шедевр. Но коммерческая фотография живет немного по другим законам. И то, на что закрывают глаза в фотожурналистике часто неприемлемо для продажи.

Год назад перед очередной поездкой на север, я взяла в прокате нейтрально-серый фильтр HOYA HMC ND400 77mm для пейзажной съемки. Профессионалы знают, что Hoya один из топовых производителей фильтров на рынке фототехники, но и цена у их продукции соответствующая. Эффект мне понравился, и я решила приобрести себе такой же на постоянную основу. В репортажной съемке подобная игрушка не нужна, а вот в какой-нибудь поездке и для красивых съемок городских достопримечательностей, может пригодиться. После пандемии цены на фототехнику резко подскочили, и на тот момент при взгляде на цену хои меня душило зеленое земноводное. Каждый раз обещаю себе разбогатеть, чтобы без скрипа покупать вещи, стоимостью более 10-ти тысяч, но каждый раз то трусы порвутся, то сахар закончится.

И вот, в очередной раз перед поездкой, я решила взять в прокате тот же фильтр, но его почему-то не оказалось в наличии.
Фильтр было решено купить на месте.

В Сочи.
Да.
Я оптимист.

Итак, в небольшом магазинчике мне действительно попался ND фильтр с переменной плотностью Fujimi Vari-ND/ ND2-ND400. Цена устроила - около 2-х тысяч. Производитель обещал переменную плотность на восемь стопов экспозиции. Говоря простым языком – пользователь сам может регулировать уровень затемнённости фильтра.

Стоимость объектива в городе Сочи - 1900 рублей. В комплекте удобный футляр для транспортировки. Фото автора.
Стоимость объектива в городе Сочи - 1900 рублей. В комплекте удобный футляр для транспортировки. Фото автора.

Стоимость объектива в городе Сочи - 1900 рублей. В комплекте удобный футляр для транспортировки.

Покупке я обрадовалась и поделилась своей радостью с приятелем-видеографом, на что тот хмыкнул: «Купила говно и радуется!». После этих слов мне нужно было бы расплакаться, торжественно выкинуть фильтр в море и убиваться три дня и три ночи из-за потерянных двух тысяч рублей в стиле лучших греческих трагедий. Но меня не считали бы профессионалом, если бы поверила ему на слово. Мне требовалось доказательство.

На первой проверке меня ожидал сюрприз. Особенность этого фильтра в том, что чем больше мы затемняем, тем больше у нас появляется своеобразная виньетка, и затемнение идет пятнами. Это хорошо видно на гифке.

На видео хорошо видно темное перекрестие, которое получается при повороте кольца изменения плотности
На видео хорошо видно темное перекрестие, которое получается при повороте кольца изменения плотности

Снять закат и море с помощью этого фильтра (Почему закат? Потому что я МОГУ!) из-за данного дефекта у меня не получилось. Но когда солнце село, свет стал более ровным, а столп экспозиции уменьшился, кадр получился вполне симпатичным

По краям есть незначительная виньетка. f/9, время экспозиции 3.2. Фото автора.
По краям есть незначительная виньетка. f/9, время экспозиции 3.2. Фото автора.

На следующий день я взяла этот фильтр на съемку водопадов, и решила не "темнить" – для эффекта бегущей воды мне бы хватило 4 секунд при максимально закрытой диафрагме и минимальном ISO. Фильтр действительно вел себя прилично, что не скажешь о штативе. Этот *непечатное выражение* просто развалился у меня в руках.

Тем не менее, на финальных снимках мы все равно видим некоторую неровность распределения света. В принципе, если не приглядываться и не придираться (а мы собрались здесь именно для того, чтобы придраться!) то картинка выглядит приемлемо.

Змейковские водопады недалеко от Сочи F/25, время экспозиции 2.5. Фото автора.
Змейковские водопады недалеко от Сочи F/25, время экспозиции 2.5. Фото автора.

На этом бы стоило бы закончить статью, признать правоту товарища, посетовать на судьбу-злодейку, поучительно вставить пословицу «скупой платит дважды», посыпать голову пеплом, продать фотоаппарат и удариться в аскетизм, но не все так просто.
Какой же русский не любит читать инструкцию? А любой! Если вы что-то читаете, скорее всего оно либо еще не работает, либо уже не работает, либо оно из ИКЕИ и у вас осталась лишняя деталька, либо это инструкция к лекарству.

В интернете производитель предупреждает о возможном виньетировании при использовании широкоугольных объективов и не рекомендует использовать при съёмке «на предельно широких (менее 24мм в 35 мм экв) и больших (более 200мм в 35мм экв) фокусных расстояниях». Происходит это из-за увеличенной толщины профиля. Мы оба: я и мой товарищ, как выяснилось, снимали на ширики (лично у меня это был 10-22). Однако, на фокусном расстоянии 105 mm виньетирование почти пропадает.

На фокусном расстоянии 105 mm черное перекрестие менее заметно
На фокусном расстоянии 105 mm черное перекрестие менее заметно

Фильтром сейчас пользуюсь на больших фокусных расстояниях, в целом он достаточно неплохой, крепкий. Пару раз я его уже роняла, он с честью выдержал мою криворукость.

На мой взгляд свои две тысячи оправдывает, потери цветопередачи и резкости при его ПРАВИЛЬНОМ использовании я не заметила. Но, конечно, не идеал.

Минусы: Не подходит на широкоугольные объективы. Не уверена в долговечности кольца, посмотрим, не развалится ли оно со временем.
Плюсы: Подойдет тем, кто снимает на фиксы >35 mm и <200mm, стоимость (можно найти дешевле, чем 2к), прочное стекло.

Больше интересных и ярких фото в моем инстаграм: ph_katya_ya