«Я никогда не верил компасам. Тем, кто чувствует правильный путь, они только мешают».
Туве Янссон известна миру как создательница идеалистической вселенной муми-троллей. Придуманный ею волшебный мир невиданных существ полюбился людям со всех уголков Земли и продолжает радовать детей и взрослых вот уже более 70 лет. В родной Финляндии Янссон —гордость и пример: ее 80-летие отмечала вся страна, а день смерти стал национальным трауром. Повести писательницы, сопровождаемые иллюстрациями ее же авторства, были переведены на десятки языков, легли в основу театральных и мультипликационных постановок, породили многочленные фан-движения. Колоссальный творческий и коммерческий успех! Однако путь к нему был тернистым…
«Это не искусство», — говорит мужчина, тыча пальцем в чернильную картинку с обнимающимися зверьками, похожими на бегемотов.
«Не искусство», — мысленно соглашается женщина.⠀
Но что делать, если из-под отточенного карандаша выходят только эти нелепые и трогательные создания? Она бы и рада развернуть чистый, пахнущий свежестью холст, излить на него душу яркими масляными красками, но в душе мрак и пустота, за окном война, в кармане дырка, а в сердце одиночество.⠀
Туве, рожденная в семье Виктора и Сигне Янссонов, была обречена стать художницей. Отец — выдающийся финский скульптор, мать — известная карикатуристка, автор дизайна почтовых марок, банкнот и облигаций.
Однако в довесок к правильным генам, художественному образованию и чувству прекрасного, впитанному с материнским молоком, обычно идет многотонный груз ответственности. Так к 30 годам Туве подошла растерянным человеком без всяких ориентиров.
Она живет в съемной, плохо отапливаемой квартире, расплачиваясь с хозяйкой картинами, рисует из чувства долга перед своим предназначением, берет редкие заказы, угнетающие ее самолюбие, спит с женатым мужчиной и замужней женщиной.
Богемный мир шумных вечеринок под вино и винил, поющий с французским акцентом, мечты о Париже, свободная, но запретная любовь и, конечно, искусство — все здесь, в теплом и душевном фильме Зайды Бергрот.
Картина охватывает десятилетний промежуток жизни Янссон и даже не пытается претендовать на звание подробного байопика. Я вообще не рекомендовала бы рассматривать его как строго биографический срез. Конечно, лента посвящена Туве Янссон, сюжетные маркеры пусть и подточены под общую мысль повествования, все-таки соответствуют энциклопедической статье о жизни художницы, но основная идея киноповествования не в смаковании подробностей жизни неординарной героини, а в поиске «Я». И в этом смысле проект Бергрот раскрывается для довольно широкой зрительской аудитории. Вовсе не нужно быть дотошным знатоком творчества и биографии Янссон, чтобы понять происходящее. На протяжении 103-минутного хронометража героиня Альмы Пёвсти будет искать себя в себе. Поможет ей в этом творчество.
Картина (даже если это пейзаж или портрет) — лишь во вторую очередь отражение реальной действительности, первостепенно она — отпечаток эмоции художника. А значит, ценна всякая форма, рожденная разумом и чувствами. Однако Туве поймет это не сразу. Долгое время она будет пренебрегать жителями Муми-дола, считая их чем-то, порочащими звание живописца, но одновременно испытывая к ним нежность и ревность, вызывающую желание спрятать дорогих сердцу персонажей от других, ведь в каждом из них частичка тех, которых она любила.
А любила она ярко, пылко, на весь размах души. С пылом ее любви могла сравниться только страсть к искусству и работе. Работа и любовь — вот формула счастья Туве Янссон. В гармонии с собой и миром художница прожила 86 лет, оставив вселенной уникальное художественное наследие.
Фильм «Туве» в прокате с 27 мая. Если будете смотреть, то не убегайте на титрах.
Надеюсь, вам было интересно :)
Если да, то подписывайтесь на канал и мой инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!