Начать хочу с того, что сказать несколько слов о человеке, про которого эта статья. Это Яков Тимофеевич Чугунов. Я точно знаю одно — этот человек героически сражался в Великую Отечественную войну и проливал кровь ради того, чтобы пробить брешь в кольце Блокады. А значит, он спасал мою мать, которой тогда было лишь три года. Получается и я ему тоже обязан жизнью, как сотням тысячам других, таких же как он, делавших свою работу.
Я мало, что знаю про мичмана Чугунова.
А есть довольно много людей, которые знают ещё меньше, но зачем-то придумывают и повторяют совершенно нелепые истории про его подвиги.
Интересно, хотел бы кто, чтобы про его деда или прадеда рассказывали невероятные истории, а все бы смеялись над глупостью рассказчика. Я бы не хотел услышать такое про своего деда, которой честно погиб, защищая Ленинград.
Если вы поищите в Интернете информацию про мичмана Чугунова, то легко найдёте и прочитаете рассказ о том, как он на своей шлюпке в сентябре 1941 года снабжал войска на Невском пятачке боеприпасами и вывозил оттуда раненых, а когда в его шлюпку попала мина и он был ранен, то доплыл до берега и стал сражаться на плацдарме. Когда был ранен командир батальона, то заменил его и стал командовать батальоном. Был снова ранен, но когда лежал в блиндаже 28-го сентября и узнал о приближающихся немецких танках, то выбежал в окоп и стал закидывать их связками гранат. Шесть подбил, а седьмой не добил, и тот выстрелил из пушки, ранив мичмана в третий раз. Рассказ этот, намного длиннее, чем я пересказываю и снабжён множество подробностей, благодаря которым на его фоне мультфильмы студии «Мельница» про богатырей выглядят почти кинохроникой.
Я никак не могу понять, зачем у нас упорно тиражируют подобные рассказы, в которые даже современный школьник не поверит. Чтобы все считали, что все подвиги наших солдат на войне выдуманы?
Возможно, вам попадётся и другой рассказ про него, более длинный. Это, скорее всего будет текст из газеты «Правда» 1942 года. Всё его отличие в том, что про 41-й год там ни слова, а есть лишь незаметное упоминание, что «шёл второй год войны». Я не очень понимаю, почему не очень грамотные товарищи, которые эту статью из газеты переписывают и публикуют, решили, что события произошли в 41-м году?
Тут, конечно, сыграло роль совпадение. Дело в том, что наши войска переправлялись через Неву на Невский пятачок в конце сентября два раза: и в 1941-м, и в 1942-м году, и даты полностью совпадают.
Но если не фантазировать, а просто обратиться к документам, то узнать мы можем много. Ну, во-первых, то что награждён Чугунов были именно за события сентября 1942 года. В наградных документах действительно сказано про танки, правда, указано, что подбил лично он два немецких танка, остальные подбили бойцы под его руководством. Также упоминается, что он заменил раненого командира батальона и был в бою тяжело ранен. За что и награждён орденом Ленина. К награде его представили 1-го октября, то есть практически сразу же, чуть ли не на поле боя. А как показывает опыт, сразу по итогам боя просто так ордена высшие не раздают, тем более никому не известному мичману, без родства и связей. Это уже потом, через некоторое время, особенно после неудачных операций, начинают выдумывать подвиги, раздавать награды приближенным людям и т.п. Так что, моё мнение — точно было за что награждать.
Давайте напомню немного о том, с каким местом и какими событиями связана история этого мичмана. Происходило это на Невском пятачке. Историки до сих пор не могут выяснить, сколько там погибло наших людей. Самые «точные» цифры — 110 000-120 000 человек убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести. Если кому-то кажется, что это не так и много, то стоит напомнить, что речь идёт о клочке земли, в пару-тройку километров по фронту и менее километра в глубину, бои на котором в сумме шли менее года. Могло бы погибнуть и больше, на там просто больше не помещалось.
Первый раз плацдарм в этом месте на левом берегу Невы захватили 20-го сентября 1941 года и удерживали до 29-го апреля 42-го.
Следующий раз Неву форсировали в рамках Синявинской операции. Основные события происходили на Волховском фронте, войска же Ленинградского фронта должны были форсировать Неву и наступать навстречу.
Операция по форсированию реки готовилась тщательно, судя по документам. Но если первый бросок 26-го сентября ещё был проведён относительно удачно и без больших потерь, то дальше дела пошли хуже. Не хватало переправочных средств, чтобы наращивать силы на плацдарме, подвозить боеприпасы, вывозить раненых. Не получилось с танками. Плавающие танки немцы уничтожали в ходе переправы, те, что перевозились на понтонах тоже уничтожались. Да ещё имели место и такие неприятности: первый переправленный через Неву танк был почти сразу подбит своими же, решившими, что танк немецкий.
Немцы, в боях танки тоже применяли и несли потери. Поскольку до нас дошли довольно подробные отчёты об операции, то о количестве подбитых немецких танков (по нашим источникам) мы судить можем.
В первый день сообщается о двух подбитых немецких танках на участке 86-й стрелковой дивизии. 27-го сентября, также на участке 86-й дивизии сообщается о ещё одном подбитом артиллерией танке. 28-го про немецкие танки упоминается, но про подбитые нет ни слова. Есть упоминание про атаку позиций 86-й дивизии шестью танками, но уже 29-го сентября.
Так что даже по советским сводкам немецкие танки упоминаются редко, а количество подбитых танков и совсем невелико. Даже нет смысла смотреть немецкие источники, в них едва ли потери больше.
Части морской пехоты в этой операции не принимали участия. Но 86-й стрелковой дивизии был придан отряд моряков Балтфлота, состоявший из отдельного батальона курсов младших лейтенантов и боцманов, морского заградотряда, отдельной роты из 55-й стрелковой бригады (гребцы для шлюпок в количестве 147 человек) и отдельной роты связи. Отряд вместе с армейскими инженерными частями занимался обеспечением переправы войск через Неву. В этом отряде и служил мичман Чугунов (видимо, в роте гребцов), во всяком случае на других участках моряков не было.
Не совсем понятно, какого именно командира батальона мог заменить мичман на левом берегу. В эти дни комбатов на плацдарме было не так и много: командир батальона курсантов, три командира батальонов 169-го стрелкового полка. Ещё было по одной роте от 284-го и 330-го стрелковых полков, лишь к утру 28-го переправили ещё две роты, так что можно говорить про батальоны двух последних полков.
И вроде как потерь именно среди комбатов не указано. Хотя это ни о чём не говорит.
Я бы отметил вот какой любопытный факт в документах об этой операции. Очень часто упоминается, про ручные гранаты. То описывается, как какой-то командир или политработник повел за собой бойцов, забрасывая немцев ручными гранатами, то просто упоминается, что отражали атаку в основном ручными гранатами. Очень уж много упоминаний и это бросается в глаза. Такое ощущение, что кто-то указание дал составлявшим документы по итогам операции. Причём это не в боевых документах, а в отчётах, где уже очень много описаний отдельных подвигов, деятельности политработников, лозунгов и прочей идеологической начинки.
Словом, выводы может сделать каждый из прочитанного. Понять, что именно мог совершить мичман Чугунов, чтобы его сходу представили к ордену Ленина, найти не удаётся. Но если подумать, а надо ли искать? В тех боях можно, на мой взгляд, всех выживших строить и награждать орденами.
Но в политотделах казалось, что маловато будет, и придумывали про реальных героев нереальные истории. Вот и про мичмана Чугунова также получилось, видимо.
Как ни чудовищно это звучит, но до сих пор не могут выяснить имена всех тех, кто погиб на Невском пятачке. И он (пятачок) ведь не исключение, а скорее правило.
В советские годы, когда ещё многое можно было восстановить, когда живы были немногие участники, никого это не интересовало. Громкие лозунги говорили много о том, что никто не забыт. Но вопрос потерь в войне был засекречен, и никто не занимался выяснением имён тысяч безвестно погибших. А их ведь, без вести пропавших, многие годы ещё ждали дома и надеялись на чудо.
Вот некоторые документы про эту операцию, рекомендую почитать:
А также рекомендую мою статью, вполне в тему:
Как журналисты и политработники «подбивали» танки
Все статьи, связанные с Ленинградом в Великой Отечественной, будут с тегом #битвазаЛенинград.