Найти тему
Первые впечатления

Live Aid глазами современников

13 июля 1985 года состоялся грандиозный концерт «Live Aid», организованный в поддержку голодающих жителей Эфиопии. Тогда Бобу Гелдофу удалось привлечь лучших музыкантов современности. «Неожиданно я стал святым Бобом», - признается экс-вокалист The Boomtown Rats.

Боб Гелдоф вместе с принцем Чарльзом и принцессой Дианой приветствуют зрителей на стадионе "Уэмбли"
Боб Гелдоф вместе с принцем Чарльзом и принцессой Дианой приветствуют зрителей на стадионе "Уэмбли"

И добавляет: «Благодаря Live Aid нам удалось собрать достаточно средств для Эфиопии, однако вся эта шумиха негативно сказалась на моей личной жизни. Я оказался не готов к той славе, которая на меня свалилась. Я не мог продолжать работать как поп-певец, потому что никого больше не интересовали мои песни. Все хотели, чтобы я занимался лишь благотворительностью, общественно полезными делами и все такое. Вероятно, поэтому мой брак распался» (интервью Associated Press, февраль 2020 года).

Однако в 1984 году ничего этого не предвещало. Инициатива Гелдофа привела к созданию супергруппы Band Aid, в которую вошли ведущие английские артисты, в том числе Джордж Майкл, Фил Коллинз, Пол Янг, Стинг, Боно и др. Они записали благотворительный сингл «Do They Know It’s Christmas?», который стал международным хитом, собрав около 10 миллионов долларов.

Через год в Америке появился проект «USA for Africa» под управлением Майкла Джексона, Стиви Уандера и Гарри Белафонте. Музыканты выпустили сингл «We Are The World», все средства от продажи которого (54 млн. долларов) поступили в благотворительный фонд помощи Африки. Все это помогло Гелдофу привлечь внимание общественности к проблемам развивающихся стран, организовать в поддержку Эфиопии масштабный музыкальный фестиваль «Live Aid».

Основными площадками «Живой помощи» стали лондонский стадион «Уэмбли» (Великобритания) и стадион имени Джона Кеннеди в Филадельфии, США. По мнению многих, одним из лучших номеров многочасового концерта стало выступление британской рок-группы Queen.

«Я помню огромный прилив адреналина, как только вышел на сцену под оглушительный рев толпы, а затем нас унесло, - рассказывает Брайан Мэй. – Фредди был нашим секретным оружием. Он мог легко установить контакт со зрителями на стадионе, и я думаю, это и правда была его ночь».

Боб Гелдоф стоит у кромки корабля, который вот-вот отправится с гуманитарной помощью в Эфиопию
Боб Гелдоф стоит у кромки корабля, который вот-вот отправится с гуманитарной помощью в Эфиопию

«Queen, несомненно, были лучшей группой дня, - считает Боб Гелдоф. – Они играли лучше всех, у них был лучший звук и они использовали свое время по максимуму. Они в точности ухватили идею – что это был некий глобальный музыкальный автомат. Они просто вышли на сцену и выдали один хит за другим. Это была идеальная аудитория для Фредди: весь мир».

По мнению Дэйва Грола, вокалиста американской рок-группы Foo Fighters, «номер Queen должны изучать все молодые артисты. Все хотят быть похожими на Фредди Меркьюри, но мало кому это удается. Он настолько круто заигрывал со зрителями, которые не были поклонниками Queen, что невольно думаешь: "Этот бесстыжий парень умеет делать свое дело"».

«Я думаю, Боб Гелдоф сегодня — мать Тереза рок-н-ролла», - говорил Фредди Меркьюри. И отмечал: «Я считаю, что "Live Aid" — очень хорошее дело. Мы и раньше занимались благотворительностью — разумеется, каждый из нас занимался благотворительностью по отдельности, — но это потрясающая по своим масштабам акция, совместная акция, где все мы объединились для общего дела».

Триумф на "Live Aid" стал заслугой Queen
Триумф на "Live Aid" стал заслугой Queen

Официальный фотограф "Live Aid" Нил Престон в интервью «Daily Express» рассказал о знаменитом фестивале столетия: «В 1985 году меня пригласили снимать музыкальный фестиваль "Live Aid", организованный Бобом Гелдофом. Я начинал снимать еще с утра, с первых мероприятий с участием принца Чарльза и принцессы Дианы. Какое-то время я стоял в первом ряду зрителей, но вот меня заметил Джерри Стикеллс, тур-менеджер Queen, который скомандовал: "Поднимайся на сцену!"

и Фредди Меркьюри
и Фредди Меркьюри

Тогда я не мог позволить себе просто послушать музыку, так как мне нужно было без конца фотографировать выступающих музыкантов, то, что происходило за кулисами. Но благодаря Джерри я оказался в хорошей компании. Это была моя группа, мои старые знакомые, с которыми я познакомился еще в 1976 году. Я старался держаться подальше телевизионных камер и оборудования, которое мог отключить каким-то неосторожным движением. Queen во главе с Фредди, конечно же, великолепно управляли толпой, но их влияние я ощутил несколько позже.

Я вернулся в Штаты, и тут началось невообразимое. Мне звонили из Англии, Германии, Франции, Японии и еще непонятно откуда, и все они просили фотографии Queen во время исполнения "Radio Ga Ga". Помните тот самый момент, когда движениям Фредди вторили тысячи рук на стадионе? Внезапно всем это понадобилось. Я подумал: "Ого, я что-то пропустил?" Потом я пересмотрел записи концерта и расспросил обо всем Брайана. И он сказал мне: "Думаю, это было наше лучшее шоу, хотя мы не пытались сделать что-то особенное. Мы просто угадали то, что выстрелит, то, что понравится всем слушателям, а не только нашим поклонникам. И, конечно, у нас был Фредди, который был лучшим дирижером в истории"».