Идея разместить в торговом центре медицинские клиники вместо бутиков возникла в США около 20 лет назад, и сегодня в стране насчитывается более 50 медицинских моллов, или многофункциональных медицинских центров (ММЦ).
Оказалось, что собрать под одной крышей схожие услуги, вполне себе применимая формула не только для розничной торговли, но и для такой сложной отрасли как здравоохранение.
Один из первых американских медицинских центров был создан в 1995 году в Джексоне, штат Миссисипи, на месте первого торгового центра Джексона. Переоборудовать бывший торговый центр в центр медицинских учреждений пришло в голову врачу Аарону Ширли.
Теперь торговый центр носит название Jackson Medical Mall , в настоящее время в нем находится клиника Департамента здравоохранения округа Хиндс, а также многочисленные специализированные клиники Медицинского центра Университета Миссисипи, включая кардиологию, акушерство, гинекологию и онкологию, а также клинику Программы защиты здоровья штата Миссисипи. В духе настоящего торгового центра здесь также есть бакалейные лавки, рестораны, салоны красоты, обувные магазины и отделения банков.
В 2009 году Университет Вандербильта отремонтировал торговый центр One Hundred Oaks Mall и разместил на первом этаже здания более 20 специализированные клиники. При регистрации пациент получает пейджер, как в ресторанах при ожидании заказа. У него нет необходимости «сидеть» в очереди, с пейджером он может посещать магазины и рестораны, расположенные на втором и третьем этажах. О том, что его очередь подошла, он узнает по сигналу пейджера.
До недавнего времени медицинские услуги, доступные в розничных точках, были довольно простыми - например, офтальмологическая помощь, косметология, профилактические обследования, - но список услуг значительно расширяется и включает онкологию, специализированную помощь и ведение хронических заболеваний. Например, онкологический институт Даны Фарбер скоро откроет амбулаторное учреждение площадью 3 200 кв.м в торговом центре в Массачусетсе. На противоположном побережье в торговом центре Mission Viejo в Калифорнии вскоре появится Институт профилактики, лечения и оздоровления рака площадью 9 700 кв. м.
Когда клиники переезжают в торговые центры, это не только хорошо для поставщика медицинских услуг. Другие арендаторы получают выгоду от увеличения посещаемости, роста продаж, улучшения перекрестных продаж, узнаваемости бренда и улучшения общего качества обслуживания клиентов. Их покупателями могут стать не только пациенты, но и врачи, медсестры и технические специалисты, работающие в системе здравоохранения.
В России первый медицинский молл должен появиться в следующем году в Сколково на территории международного медицинского кластера . Там разместятся филиалы крупных иностранных клиник, которые будут предлагать собственные схемы лечения, в том числе для онкобольных.
Сейчас объект находится на стадии строительства. Руководители проекта рассказывают, что здание не будет похоже на привычную клинику: через всю длину здания будет проложен «променад», многоуровневый атриум и просторный холл, создающий ощущение молла, а не медицинского объекта.
Функционал медицинского молла будет организован по принципу совместного использования общих сервисов для клиник — лучевая диагностика, лаборатория, эндоскопия и др. Таким образом, для них снизятся операционные расходы, что сделает участие клиник в проекте ММК еще более привлекательным.