Ко Дню пограничника
Продолжим обследование заброшенной советской пограничной заставы Зоркуль, что на границе с Афганистаном в одном из самых необжитых районов Памира. В предыдущих репортажах (ссылки будут в конце) мы с вами познакомились с историей заставы, ее планировкой, а также побывали внутри казармы.
Настала очередь посмотреть как была устроена ее система обороны на случай внезапного нападения со стороны Афганистана. Как известно, памирские заставы стали кардинально менять свою систему обороны еще в ходе войны в Афганистане. До этого периода особого значения вопросам фортификационного укрепления застав не придавалось. В дальнейшем, после вывода войск из Афганистана, оборона застав продолжала совершенствоваться и как показали события в июле 1993 года на 12-ой погранзаставе Московского погранотряда это делалось не зря.
Применительно к заставе Зоркуль, находящейся на стыке Средне-Азиатского и Восточного пограничных округов и дважды за свою историю менявшей свою подчиненность вопросы обороны диктовались физико-географическими особенностями расположения как заставы, так прохождением линии границы. Если у правофланговых застав линия границы в зонах ответственности проходила по водным рубежам - рекам Памир и Пяндж, то на участке заставы Зоркуль верховья реки Памир представляли достаточно условную преграду, а озеро Зоркуль зимой и вовсе замерзало, превращаясь в удобную для передвижения равнину. Наиболее защищена со стороны фронта непроходимым Ваханским хребтом центральная часть участка и весь его левый фланг. Единственным труднодоступным перевалом здесь можно было пренебречь, т.к. при следовании им на первом месте стоит вопрос выживания путника.
Однако у заставы Зоркуль была еще одна специфика. Находясь между заставами Харгуш и Кызыл-Рабат (+Речная), она практически седлала древний Шелковый путь по долине реки Памир, являющийся в данном случае рокадой вдоль границы и в проходимый для колесной техники сезон во времена СССР обеспечивающий транспортную связность между заставами Восточного и Средне-Азиатского пограничных округов, дублируя Верхний Памирский тракт по кратчайшему маршруту.
Находящийся по ту сторону Ваханского хребта так называемый Ваханский коридор несмотря на свою более широкую известность как участок Шелкового пути доступен только для вьючного транспорта, а верхний выход из него в сторону китайского Ташкургана и Таримской котловины блокировался заставой Речной.
В случае каких-либо осложнений на соседних участках через заставу Зоркуль можно было по кратчайшему расстоянию перебросить силы и средства с одного участка на другой. И напротив, захватив заставу Зоркуль этому можно было воспрепятствовать. Хотя, как мне кажется, ожидать какого-то внезапного прорыва в этом районе с сопредельной стороны более менее крупными силами было чем-то из области фантастики, т.к. все пути здесь ведут по долине реки Памир и прекрасно просматриваются с нашей стороны на протяжении доброй сотни километров, а то и больше. Более того, в силу того, что тылы участка прикрыты Южным Аличурским хребтом, чьи перевалы доступны только для туристов с альпинистской подготовкой это практически исключает возможность прорыва вглубь территории Горного Бадахшана к Верхнему Памирскому тракту какими-либо более менее крупными силами с вооружением.
Иными словами, если внезапный демонстрационный захват заставы Зоркуль по типу 12-ой заставы чисто теоретически исключать было нельзя, то какого-либо развития прорыва из этого района на Харгуш, Джарты-Гумбез и Кызыл-Рабат ожидать не приходилось. Слишком велики расстояния для пешего перемещения по открытой местности. Даже при отсутствии вертолетной поддержки в силу высокогорья финал такого рейда будет вполне предсказуем. Тем более что в 90-е в связи с обострением ситуации на границе между заставами Харгуш и Зоркуль базировалась мото-маневренная группа, способная не только выявить накопление и перемещение сил на сопредельной территории, но и купировать любой прорыв в самом зародыше. Это что касается различных нерегулярных и не подконтрольных правительству формирований.
Однако, если обратить внимание на высокогорные конфликты беспокойных соседей уже в наше время (Индия, Китай, Пакистан), а до спорных территорий Джаммы и Кашмира где столкнулись интересы трех держав по прямой от заставы каких-нибудь 70 километров, становится понятна значимость заблаговременного инженерного оборудования этого участка границы Таджикистана, очевидная еще во времена СССР. Например, пока Индия и Пакистан делили Джамму и Кашмир, голодный китайский дракон в начале 1960-х отщипнул под шумок кусочек Индии - Аксай-Чин. Собственно тоже произошло и в наши дни с территорией Республики Таджикистан, уступившей Китаю после его настойчивых просьб значительную часть территории Горного Бадахшана в районе перевала Кульма в счет оплаты внешнего долга. Так что с точки зрения памирской геополитики контроль над долиной реки Памир в наши дни имеет все возрастающее значение. Пока его осуществляет международный, а по сути китайский, патруль на "хамви" в бесснежный период года.
Но вернемся к нашей заставе в период с 1980-х до 2004 года. Именно тогда была полностью сформирована система ее обороны в составе двух периметров и вынесенного к востоку опорного пункта. Внешний периметр собственно заставы представляет собой подпрямоугольное заграждение из колючей проволоки и системы сигнализации размером примерно 280х200 метров.
В него был вписан внутренний периметр оборонительной стены с бойницами - дувала, размером 120х70 метров. Все постройки заставы за исключением склада ГСМ расположены внутри огороженного дувалом пространства прямоугольной формы. Несмотря на то, что казарма никак не приспособлена к обороне, она по традиции играла роль своеобразного редюита или последнего убежища обороняющихся. Дополнительно в 170 метрах к востоку от заставы на господствующем над ней холме был оборудован опорный пункт с пунктом визуального наблюдения на макушке. Оборонительную стену и опорник мы осмотрим в следующей части, а сейчас отправимся в обращенную к границе юго-западную часть внешнего периметра заставы - своеобразную эспланаду перед оборонительной стеной. Это наиболее насыщенная полевой фортификацией часть линии обороны. Я ожидал увидеть по паре окопов в углах проволочной ограды, как было у нас на КП 51-го радиотехнического полка ПВО, однако действительность превзошла все мои ожидания. Все пространство между дувалом и колючей проволокой было плотно насыщено ходами сообщений, окопами, укрытиями и даже ДОТами.
От западного и южного угла дувала, а также от центра юго-западной стены в сторону колючей проволоки лучами расходится три хода сообщения два крайних из которых заканчиваются ДОТами. Примерно на середине длины их пересекает параллельная колючей проволоке траншея. Все ходы сообщения обильно сдобрены отпочковывающимися от них окопами, а на левом фланге еще и локальной сетью траншей.
Не могу понять почему именно на этом участке перед юго-западной стеной такая концентрация огневых точек? Может быть потому, что в связи с особенностями рельефа, постройки заставы со стороны фронта прикрыты небольшим дюнообразным возвышением, была необходимость для ликвидации мертвого пространства перед дувалом вынести огневые точки вперед? На других направлениях во фланги и в тыл траншеи отсутствуют. Есть только несколько отдельных окопов по углам проволочного заграждения, а вся эспланада легко прострелливает из бойниц оборонительной стены (дувала). Также вызывает удивление не включение в оборонительную линию склада ГСМ и отдача его на поругание противнику. Рядом с ним и вертолетной площадкой всего лишь несколько отдельных окопов.
Отправимся сейчас на местность и осмотрим систему обороны в натуре. Лазейку мы найдем в западном углу дувала вот у этого туалета с непонятной будкой и закопанной в углу цистерной неизвестного назначения.
Если вы помните по предыдущим постам граница с Афганистаном проходит по гребню "полосатого" отрога Ваханского хребта от пика Согласия и затем поворачивает на запад по центральной линии озера Зоркуль у правого обреза кадра. Так что траншея идет по направлению аккурат к тому месту где за исключением мелких водотоков не существует никакого другого естественного рубежа с Афганистаном между южным берегом озера Зоркуль и отрогом Ваханского хребта. Это самое угрожаемое направление.
Я прошел вдоль траншеи,которая несколько удивила меня своей шириной, даже с поправкой на время ее сооружения. Кажется кто-то писал в комментарии, что она представляла собой на некоторых участках закрытый ход сообщения, но это не точно.
В небольшой долине перед "полосатым" отрогом протекает речка Мукурджилга, берущая свое начало на склонах пика Согласия (5470 м). Чуть ближе из цепочки трех озер Чаканкуль вытекает незаметная отсюда речка Караджилгасой и впадает в озеро Зоркуль. Еще ближе, угадывается рыбная речка Мукурчильоб, соединяющая озера Кокджигит и Зоркуль. Не спутайте ее с болотиной прямо перед передним краем. Это скорее не речки, а ручьи, в сухой период не представляющие какое-либо серьезное препятствие.
Когда-то ДОТ представлял собой собранную из блоков (бетонных или силикатных?) трехамбразурную фронтальную огневую точку с дерево-земляным покрытием. По свой сути это какое-то комбинированное сооружение. На половину ДОТ, на половину ДЗОТ со стенками из блоков для защиты от пуль и осколков. Интересно, какое оружие в нем использовалось - ПК? Уж больно бойницы маленькие для пулемета
Вот что вспоминает про систему обороны заставы Юрий Абрамов.
Строить огневые точки мы начали где-то летом 83-го. После того как на нашем участке границы была обнаружена банда духов, на той стороне за Озером в районе ориентира Афганская кошара - поступила команда из отряда увеличить оборону заставы на случай внезапной атаки. Из отряда пришли стройматериалы, завозили с Оша.
Не много осталось шлакоблоков после ремонта стен заставы. Они пошли на низ ДЗОТа, а верх мы бетонировали, чтобы из земли выступал с бойницами в сторону границы. Покрытия бетоном у нас не было, хватало брёвен. Перекрывали ими в одно бревно сшивая между собой скобами и присыпая грунтом. Мы ведь не от авиации или артиллерии защиту делали, а от пехоты.
Бетонировали только, то что из земли выступало и то не везде, а там где хватило цемента. Песка ведь нет и мы мешали раствор с тем, что нашли.
А вот бревна покрытия по всем огневым точкам были демонтированы в ноль. Сложно сказать когда это было сделано, но учитывая, что бревна здесь на вес золота, понятно, что их оприходовали одними из первых. Хотя все равно странно - разбирать покрытие ДЗОТа, когда можно спилить столбы.
На дальнем плане торчит полуразобранная крыша спрятанной от посторонних глаз в ложбинке казармы и антенна спутникового телевидения. По боевому гребню угадывается бруствер продольной траншеи. Справа на холме опорный пункт с ПВН. Как видите со стороны фронта линия обороны да и сама застава почти не заметны.
Отсюда угол заграждения попадает в мертвую зону. На переднем плане видна тропинка, натоптанная еще в старые времена ночным дозором. По рассказам служивших, дозор доходил до правого фланга, сидел полчаса в окопе - слушал, потом на левый фланг и опять полчаса слушали.
Выхожу практически в западный угол заграждения. Вдаль к озеру уходит линия связи на столбах до заставы Харгуш. Это ее в первом репортаже я за КСП принял. Судя по всему когда-то вдоль этой линии связи была дорога, как минимум чтобы ее ремонтировать. Окопчик дозора не видно. Зато видно зигзагообразную канаву, выходящую за линию заграждений и заполненную какой-то проволокой типа МЗП. Ее даже из космоса видно
И тут меня пробило на испуг.
Я вдруг вспомнил многочисленные аншлаги вдоль границы и на тропах от нее в горы. На них были нарисованы цветочки, зонтики, взявшиеся за руки девочка с мальчиком и написано слово "Минахо". Я сперва решил что так здесь пляжи обозначают и сколько не ходил вокруг аншлагов - пляжей так и не увидел. Но потом оказалось, что это обозначение минных полей не снятых еще с гражданской или оставшихся от прикрытия границы.
Дак вот, ползая в зоне заграждения, я вспомнил, что на объектах РВСН в угрожаемый период как раз заграждения и минируются. А вдруг здесь тоже заминировали, а потом не все мины сняли? И как назло нет на земле следов от скота. Бараны сюда не заходят - тревожный симптом. Как выйти обратно к траншее? Можно ведь наступать на камни? Но под камнем тоже может быть мина. Черт, что делать? В общем худо бедно я доковылял до тропинки дозора, а по ней до траншеи. Дальше пошел по ней, решив не испытывать судьбу и не бегать вдоль колючки. А то без ног на Белке мне будет трудно отсюда уехать.
После того как она проходит под дувалом, здесь лаз еще не обрушился, ход сообщения разбегается по нескольким направлениям, устремляясь двумя усами к заграждению и образуя еще одну параллельную линии фронта траншею. В углу дувала собрана из валунов еще одна огневая точка
Но при взгляде с тыла видно, что несмотря на свою бетонную конструкцию, в отличии от правофлангового ДОТа, эта ОТ довольно быстро развалилась, была укреплена валунами, а потом, и вовсе, похоже, заброшена. Возможно этим объясняются окопы нарытые вокруг нее в более позднее время. Количество бойниц числом не менее семи поражает. Покрытие из бревен унесено в неизвестном направлении. на дальнем плане внизу за внешним периметром виднеются остатки чего-то похожего на тракторный дизель и пару катков. Далековато разлетелись детали
Такую гофру я потом видел в Мургабе на складе у главного сварщика Памира. Здесь из-за хиленькой обваловки это скорее не убежище от обстрела, а убежище от непогоды. Ну и пункт боепитания можно развернуть в случае чего.
Глянем от убежища вниз. Посмотрите, что там за маленькая постройка внизу справа у самого заграждения? Не будка ли это скважины водозабора? За ним как раз еще какая-то железяка валяется, а торчащая бетонная свая вполне могла быть опорой ЛЭП. К сожалению, фото у меня только такое. Спускаться вниз я не стал - нехорошие мысли о минахо немного охладили мой пыл. Так что будку я увидел только когда обрабатывал фото.
Пока писал репортаж появились ряд вопросов помимо тех что уже озвучил:
1. На заставе было что-то из вооружения тяжелее ПК? Миномет, АГС-17, например?
2. Чем обусловлена такая густая сеть окопов на левом фланге периметра с учетом наличия опорника и сравнительно оголенный правый фланг со стороны склада ГСМ? В какой-то период людей не хватало обеспечить оборону одновременно и заставы и опорника и от удержания последнего отказались, сосредоточив оборону в одном месте поближе к заставе?
3. С будкой скважины водозабора я не ошибся?
4. Были ли в истории заставы случаи появления на сопредельной территории боевиков кроме отмеченного выше эпизода?
5. Может быть кто-то может еще что-то добавить про систему обороны заставы и ее строительству? Проводилось ли минирование территории и периметра?
Предыдущие части:
1. Застава Зоркуль. Первое знакомство
2. Застава Зоркуль. Казарма
3. Застава Зоркуль. Система обороны
4. Ночлег у памирских чабанов в 9-ой кошаре на границе с Афганистаном
5. Рейд через Зоркуль. Экспресс-репортаж
В следующий раз рассмотрим детально как устроены огневые точки, скрытые за дувалом и отправимся на опорный пункт.
Понравился репортаж? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новых публикаций.
И да, не забудьте поделиться ссылкой на репортаж у себя в соцсетях и с друзьями.
Еще раз с праздником всех причастных!
#бадахшан #таджикистан #афганистан #зоркуль #доты #фортификация