Найти тему

Николай Фешин: Казань - Санта-Фе

Коллекция произведений Николая Ивановича Фешина (1881-1955) - предмет особой гордости Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Так полно его творчество не представлено ни в одном другом музее России.

Галина Тулузакова

Номер журнала: №2 2005 (07)

К 1000-летию Казани

Профессиональное образование Фешин получил в Императорской Академии художеств. В его творчестве нашли отражение многие течения искусства того времени, но стиль модерн, с его культом красоты, романтическим поиском национальных истоков и отсутствием жестких стилистических схем, оказался наиболее соответствующим эмоциональной натуре мастера. Точность восприятия в передаче натуры соединялась в его работах с художественной маэстрией, с самоценностью пластических приемов. Имя Фешина можно поставить в один ряд с именами Ф. Малявина, А. Архипова, С. Малютина. В западном искусстве эта линия представлена творчеством А. Цорна, Д. Брейтнера, Д. Сарджента.

Н.И. Фешин. 1910-е
Н.И. Фешин. 1910-е

Фешин - художник многогранный и универсальный: он живописец, рисовальщик, скульптор, резчик по дереву, педагог. Во всех областях он раскрывался в равной степени ярко и талантливо. Причина того, что искусство Фешина все еще остается неизвестным широкому зрителю, отчасти состоит в том, что значительная часть жизни мастера прошла в США, куда он был вынужден уехать в 1923 году. Творчество Фешина, которого с полным основанием можно назвать русско-американским художником, вошло в контекст культуры американского Юго-Запада (American South West Art), и в первую очередь таосской художественной колонии. В то же время он сумел сохранить верность российским корням.

Катенька. 1912 
Холст, масло. 54,7 × 51,4
Катенька. 1912 Холст, масло. 54,7 × 51,4

В судьбе мастера сыграло роль и еще одно обстоятельство: жизнь художника почти всегда была связана с провинцией. В России это была Казань, в Америке - Таос, затерянный в горах Нью-Мексико. Возможно, отчасти поэтому собрания фешинских работ в столичных музеях не очень велики - в Русском музее мастер представлен немногочисленными, но очень достойными работами, Третьяковская галерея обладает только двумя его живописными произведениями и несколькими рисунками. В Америке хранятся значительные собрания его работ в музейных и частных коллекциях штатов Нью-Мексико, Оклахомы, Техаса, Аризоны, Калифорнии, Индианы, Миннесоты.

В России центром сохранения и изучения фешинского наследия стала Казань. Коллекция фешинских работ в музее складывалась постепенно и ныне насчитывает 189 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Наиболее значительно представлены произведения, созданные до 1910 года и с 1914 по 1923 год. Это объясняется тем, что с момента возвращения в Казань после учебы в Санкт-Петербурге и вплоть до 1914 года Фешин активно участвовал в выставках в Европе и, особенно, в Америке. Подавляющее большинство работ продавались с выставок или отсылались непосредственно заокеанским коллекционерам. Первая мировая война оборвала международные контакты, и произведения, созданные в это время, остались в России, за исключением тех, которые художник забрал с собой при отъезде.

Ню. Этюд. 1914 
Холст, масло. 57,6 × 46,7
Ню. Этюд. 1914 Холст, масло. 57,6 × 46,7

Начало музейному собранию было положено в 1919 году.

В 1923 году художник оставил на хранение в музее большеформатные представлений о прекрасном. Для Фешина не существует заданных стандартов, он любит балансировать на грани, его понятие красоты столь всеохватно, что вбирает в себя и дисгармоничные явления.

Портрет Миши Бардукова. 1914 
Холст, масло. 46,5 × 50,3
Портрет Миши Бардукова. 1914 Холст, масло. 46,5 × 50,3

Особое обаяние придает портрету его незавершенность. Фешин часто не заканчивал свои работы. Бывает трудно выявить, где это происходило случайно, где сознательно. Прием non fini- to позволял обнажить творческий процесс, сделать его не менее важным, чем окончательный результат. Художник давал возможность увидеть, как композиция рождается, подобно живому организму, в котором одинаково важны все элементы. Стремительные угольные штрихи, темпераментные движения кисти привносят в законченный образ внутренний динамизм. У Фешина всегда ярко проявлялась любимая идея модерна - подражание не формам как таковым, но органике их жизни. Интересно, что кажущаяся небрежность и размашистость живописной поверхности на деле подчинена строго выверенной внутренней конструкции.

Портрет Натальи Николаевны Кротовой. 1923 
Холст, масло. 37,3 × 35,2
Портрет Натальи Николаевны Кротовой. 1923 Холст, масло. 37,3 × 35,2

дин из самых ярких образов - «Портрет отца» (1918), к которому художник всегда относился с глубоким уважением. Иван Фешин изображен сидящим на подлокотнике массивного кресла в интерьере, так что надетый на нем тулуп кажется не очень мотивированным мизансценой, выбранной автором. Но как в классических парадных портретах камзолы, фраки и регалии обозначали социальный статус, так и здесь тулуп нужен, чтобы создать исполненный внутренней значимости образ русского мастерового. Фешин подчеркивает кряжистую крепость человека, вся жизнь которого - это труд, дающий и устойчивость, и мудрость, и приятие жизни со всеми ее тяготами.

Безусловным фешинским шедевром является портрет Вари Адоратской (1914). Уже при первых появлениях на выставках его связывали с известным полотном В.А. Серова «Девочка с персиками». В этих произведениях действительно много общего. Объект изображения, выразительные средства, но главное - настроение, та атмосфера равновесия, гармонии и счастья, которая составляет сущность обоих образов.

Портрет Вари Адоратской. 1914 
Холст, масло. 135 × 145
Портрет Вари Адоратской. 1914 Холст, масло. 135 × 145

Читать далее