Чон Чжу-ён, основатель и бессменный руководитель Hyundai на протяжении более чем полувека, любил повторять, что главное – мыслить нестандартно, и что именно нестандартный подход к вещам помог ему добиться высот в своём деле. Предлагаем проследить жизненный путь легендарного предпринимателя, чтобы понять, что именно имел в виду он под нестандартностью мышления, и только ли это сыграло решающую роль в успехе многочисленных бизнесов Чон Чжу-ёна, а следовательно, и в появлении всего того, что сегодня носит гордое имя Hyundai.
Рождённый быть бедным
Представьте себе Корею 1915 года – какой была эта страна более столетия назад? До «экономического чуда» ещё полвека. До разделения государства на Северную и Южную Корею — 30 лет. И пять лет, как страна стала колонией Японии. Коренное население, в большинстве своём, занимается тяжёлым крестьянским трудом. Богатеют, в основном, лишь колонизаторы и их приближенные. Имущественное расслоение между бедными и обеспеченными — разительное. Социальные лифты не работают, путь из нищеты к богатству фактически непреодолим.
Вот в такой стране в 1915 году на свет появился Чон Чжу-ён – будущий глава корпорации Hyundai. И, как вы догадались, с привилегиями от рождения ему не повезло: родителями будущего бизнесмена были бедные крестьяне из маленькой корейской деревни Асан.
Неудачливый беглец
Чон Чжу-ён был в семье первенцем – старшим из семерых детей. В его положении обычным делом было остаться вовсе без образования, но благодаря родителям мальчик хотя бы закончил начальную школу. Конечно, Чон Чжу-ён хотел учиться дальше, мечтал стать учителем, но вместо этого был вынужден по 16 часов в день работать вместе с отцом на прокорм большой семьи.
По всем приметам, Чон Чжу-ёну было предначертано повторить жизненный путь отца. Однако сам он с таким сценарием не спешил соглашаться. В 16 лет юноша покинул отчий дом – в буквальном смысле сбежал. Кое-как, без денег и вещей, он добрался до провинции Ковор, где сразу устроился работать на стройку.
Заработок был копеечным, но несмотря на это Чон Чжу-ён был счастлив: впервые в жизни его труд кто-то оплачивал! Правда, свобода длилась недолго: через пару месяцев беглеца нашёл отец и вернул обратно в деревню. Но даже столь короткого опыта жизни на вольных хлебах Чон Чжу-ёну оказалось достаточно, чтобы свято уверовать в собственные силы и возможность менять обстоятельства в свою пользу.
И естественно, он повторил побег – спустя год. На этот раз 17-летний Чон Чжу-ён в компании нескольких приятелей отправился не куда-нибудь, а в столицу — город Сеул. Но дерзкая попытка оказалась провальной: подростков «обработали» столичные мошенники, оставив и без обещанной работы, и без денег. Благо, пострадавших быстро нашли деревенские родственники, и таким образом Чон Чжу-ён снова вернулся в родительский дом.
Была ли третья попытка побега? Ну, конечно, была, и также ровно через год после предыдущей. На этот раз Чон Чжу-ён решил действовать по другому сценарию и не искать в незнакомом месте работу, а попытаться устроиться на обучение. Правда, для этого нужны были деньги, и чтобы их добыть, Чон Чжу-ён совершил настоящее преступление против семьи — украл и продал корову отца. Этих денег хватило, чтобы добраться до Сеула и поступить там в школу для бухгалтеров. Но снова неудача: отец и в этот раз отыскал и вернул своего блудного сына обратно в деревню.
Из чернорабочего – в бизнесмены
Не прошло и года после третьей попытки побега, как Чон Чжу-ён сбежал в четвёртый раз. И то ли отец его, наконец, осознал, что возвращать сына бесполезно, то ли из-за частой смены работ юноша был трудноуловим, но позорного возвращения в лоно семьи на этот раз не произошло.
Первые несколько лет Чон Чжу-ён действительно много кем трудился: и грузчиком, и чернорабочим, и строителем. Он искал наиболее комфортный для себя вариант и, наконец, его нашёл – в небольшом магазине риса, куда устроился курьером. И вот там, наконец, нашлись точки приложения природных талантов Чон Чжу-ёна, а именно, его деловой хватки и предприимчивости. Кроме того, он был очень усердным работником, и хозяин магазина это оценил. Когда его постигла болезнь, он передал свои дела не кому иному как Чон Чжу-ёну. Шёл 1937 год: у 22-летнего выходца из деревни Асан появился первый собственный бизнес в Сеуле.
Правда, уже через два года магазин пришлось закрыть из-за того, что в Корее ввели жёсткую систему нормирования риса, и торговля стала попросту невозможной. Свернув дела, Чон Чжу-ён вернулся в свою деревню, но, конечно, не с намерением трудиться там всю оставшуюся жизнь. В родном краю он пробыл ровно столько, сколько ему понадобилось, чтобы выносить план нового бизнеса.
А вот что это был за бизнес — читайте во второй части статьи! Позволим себе лишь небольшой спойлер: этот бизнес был напрямую связан с автомобилями, но это ещё не был Hyundai Motor. Уже интересно? Подписывайтесь на наш канал, чтобы ничего не пропустить!