Найти в Дзене
Юлия Крымчанка

Саки - воздушные ворота Ялтинской конференции

Оглавление
Сакский военный санаторий имени Н.Пирогова
Сакский военный санаторий имени Н.Пирогова

Знаете ли вы, какую роль в знаменитой Ялтинской конференции 1945 года, когда решалась судьба мира после окончания Второй мировой войны, сыграл крымский город Саки?

В начале февраля 2020 года исполнилось 75 лет со дня проведения Крымской (Ялтинской) конференции союзных держав – многосторонней встречи трех стран антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании), посвященной установлению послевоенного мирового порядка. В связи с этими событиями в большую историю вошел и наш маленький, тогда ещё поселок, Саки. Именно он стал «воздушными воротами» Крыма: 3 февраля на местный аэродром приземлились самолеты участников конференции.

Подготовка к приему делегатов велась в условиях чрезвычайной секретности. Предпринимались беспрецедентные меры по обеспечению их безопасности.

За четыре часа на сакском аэродроме приземлились 30 транспортных самолетов и 36 истребителей эскорта. В полдень мягкую посадку осуществили самолеты глав делегаций – Франклина Рузвельта и Уильяма Черчилля.

На десять дней местом размещения летного состава и технических специалистов иностранных делегаций стал наш Сакский военный санаторий.

Сакский военный санаторий имени Н.Пирогова
Сакский военный санаторий имени Н.Пирогова

Летчики аэродрома, военные, специалисты курорта сделали все, чтобы обеспечить прием делегации на нашей земле.

В Крыму главы ведущих мировых держав уверенно продемонстрировали стремление к миру и сотрудничеству - несмотря на идейные разногласия и устоявшиеся политические амбиции.

В чем главный урок Ялтинской конференции?

В том, что разные страны, разные социальные системы не только нашли пути сотрудничества в военное время, но и заложили основы послевоенного мира.

Лидеры трех держав – СССР, США и Великобритании - сумели перешагнуть через свои разногласия, подняться над текущими интересами, осознать свою ответственность за весь мир. Они подписали документы, которые более чем на 50 лет определили мир во всем мире.

В те годы это был самый южный аэродром на территории Советского Союза. Он располагался вблизи моря, в 65 километрах к северо-западу от Симферополя, имел две взлётно-посадочные полосы, длиной 1400 и 1000 метров, и по оценкам специалистов мог обеспечить приём самолётов всех типов, в том числе и новейшие тяжёлые бомбардировщики «Ланкастер».

ПОДГОТОВКА АЭРОДРОМА: СЕКРЕТНОСТЬ - ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В начале января 1945 года в Саки прибыли группы иностранных и советских специалистов, которым предстояло произвести подготовку приземления, встречи, размещения и мер безопасности делегатов конференции и сопровождающих лиц.

К моменту прибытия участников конференции требовалось срочно произвести работы по ремонту полос, оборудованию мест стоянок самолётов, установку надёжного навигационного и метеооборудования.

Масштабность подготовительных мероприятий становится понятна при взгляде на цифры из докладной записки Берия Сталину. Следует добавить, что проводились они в условиях войны, на территории, подвергшейся огромным разрушениями и утратившей значительную часть трудоспособного населения.

Для заправки самолётов на аэродром доставили 1500 тонн авиабензина марки «Б-100» и соответствующее количество авиамасел.

С целью обеспечения безопасности на сакском аэродроме были размещены: 155 зенитных пушек, в том числе семь батарей 85 мм, 2 батареи 40 мм и четыре взвода 30 мм пушек. ПВО оснащена приборами «СОН -2» и «РУЗ-2».

Батареи ПВО аэродрома предназначались для ведения семислойного огня на высоту до 9000 метров, прицельного огня - до 4000 метров и заградительного огня - на расстояние до 5 километров.

Истребительная авиация сакского аэродрома состояла из 32 самолётов, в том числе - 6 «Китихаук»-ночников.

Кроме того, на близлежащем аэродроме в Сарабузе базировались два полка истребительной авиации в составе 55 самолётов «ЯК-9», готовые в случае необходимости оказать поддержку по защите сакского аэродрома.

Для усиления противовоздушной обороны аэродромов Саки и Сарабуз командование ВВС вызвало из других авиачастей 90 истребителей и полк защитной артиллерии в составе 24 пушек 85 мм и 30 пушек мелкокалиберной зенитной артиллерии.

Начальником ПВО аэродромов приказом Наркома военно-морского флота был назначен командующий ВВС Черноморского флота генерал-полковник Ермаченков. Ответственными за обеспечение должностного порядка на аэродроме Саки приказом Берии утверждены заместитель начальника 1-го отдела Главного управления контрразведки «Смерть шпионам» Наркомата обороны СССР, генерал-майор М.В. Новиков и полковник 3-го управления НКГБ СССР Г.С.Ананов.

Работой по обеспечению безопасности конференции занимались 784 офицера контрразведки, 70 руководителей центрального аппарата КГБ, несколько десятков оперов «Смерш» и более 800 человек оперативного состава КГБ, срочно прибывших из других республик.

20 января Саки посетил американский генерал Хилл, подтвердивший готовность аэродрома и помещений для размещения лётно-технического состава.

27 января Берия докладывал Сталину о завершении подготовительных мероприятий для предстоящей конференции, в том числе - о мерах по обеспечению безопасности участников на пути их следования в Ялту. Значительное место в его докладе отводилось сакскому аэродрому.

Советская делегация прибыла в Симферополь поездом 1 февраля. Сталин сразу же отправился в Ялту на автомобиле. Берия остался, чтобы встретить высоких гостей в
Саках.

ПЕРЕЛЁТ "ЛУКА" – САКИ. «ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ»

2 февраля 1945 года президент США Ф.Д.Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль встретились на острове Мальта и обменялись мнениями о задачах предстоящих переговоров. Около трёх часов ночи со 2-го на 3-е февраля с аэродрома «Лука» пошёл на взлёт самолёт СИ-54 А «Скаймастер», американского производства, но с опознавательными знаками Великобритании, в котором находились Черчилль и сопровождавшая его дочь Сарра. Отправляясь в полёт, склонный к красивым фразам Черчилль сказал: «Началось великое переселение».

В половине четвёртого взлетел Си-54-«Священная корова», бортовой номер 272252 с опознавательными знаками США - личный самолёт Рузвельта, летевшего вместе с дочерью Анной. «Священная корова» был поистине счастливым самолётом: за годы войны он совершил множество рейсов и всегда благополучно доставлял президента в пункт назначения. В его салоне располагались раскладной диван, большой стол, два мягких кресла, небольшой конференц-зал, душевая, кухня и все необходимые приспособления для человека, не способного перемещаться самостоятельно, в связи с болезнью Рузвельта.

Начальник штаба Армии США У.Леги в дальнейшем вспоминал, что самолёты взлетали с десятиминутным интервалом, всего по воздуху было переправлено в Крым 700 человек. Только американская делегация включала 130 человек и 300 сопровождающих.

Перелёт продолжался 9 часов, без промежуточных посадок и при потушенных бортовых огнях. Маршрут полёта проходил от острова Мальта над Эгейским морем, Афинами, далее над территорией Турции и Болгарии, а от болгарского города Бургаса до крымского посёлка Саки – над Чёрным морем. С момента взлёта сопровождение обеспечивали истребители Локхид «Лайтинг» дальнего радиуса действия. В небе над Афинами к эскорту присоединялись дополнительные самолёты ВВС США. От Бургаса до Сак, над Чёрным морем воздушный караван вели советские истребители.

ВСТРЕЧА В САКАХ. МЯГКАЯ ПОСАДКА

День 3 февраля 1945 года выдался холодным, ветреным, туманным. Совсем, как во времена мифических аргонавтов, Чёрное море и крымский берег выглядели суровыми и неприветливыми. Самолёты были практически не видны на фоне затянутого облаками неба. Точное время их перелёта от болгарского Бургаса до крымского посёлка Саки держалось в строгом секрете.

Надёжная радиосвязь обеспечивала чёткое координирование действий лётчиков. В определённой точке над Чёрным море каждый из самолётов союзников встречали советские истребители, сопровождали его до аэродрома, садились вместе с ним в Саках, а потом разворачивались на взлёт и шли за следующим крылатым гостем. За четыре часа на аэродроме в Саках приземлились 30 транспортных самолётов и 36 истребителей эскорта. В полдень мягкую посадку осуществили самолёты глав делегаций – Ф.Рузвельта и У.Черчилля.

На взлётном поле президента Америки и премьер-министра Великобритании встречал народный комиссар иностранных дел В.Молотов. Высоким гостям были оказаны воинские почести. На взлётном поле выстроились почётный караул и оркестр. Черчилль подошёл к самолёту Рузвельта, подождал, пока президента на специальном лифте транспортируют на землю, а затем слуга на руках отнесёт его в «Виллис». За рулём автомобиля находился советский водитель-разведчик в гражданской одежде.

Далее президент и премьер двинулись вместе: Черчилль, с неизменной сигарой в руке шёл рядом с автомобилем Рузвельта. Грянул оркестр. И в этот момент над аэродромом вдруг расступились облака, и засияло яркое крымское солнце. Кадры хроники 45-го года выдают настроение Черчилля: он пристально вглядывается в лица почётного караула, будто пытается разгадать какую-то тайну. Но мужественные, опалённые войной бойцы смотрят на него беспристрастно, с холодным достоинством, как и положено победителям. В своих воспоминаниях Черчилль, как обычно слегка красуясь и преувеличивая, рассказывает:

«После продолжительного полёта в холодную погоду мы приземлились на аэродроме, покрытом глубоким снегом. Мы инспектировали почётный караул: президент в машине, а я – шагая рядом с ней. Потом наша группа направилась в большой шатёр, чтобы подкрепиться вместе с Молотовым и членами русской делегации, которые приехали нас встречать».

Все другие участники встречи о снеге, тем более на взлётном поле, почему-то не вспоминают. Адмиралу Леги более всего запомнился оркестр:

«Он играл великолепную музыку и имел необычные знамёна».

Прямо на взлётном поле были установлены армейские палатки, в которых для гостям предлагалось согреться и подкрепиться. Угощение соответствовало высочайшему уровню встречи, несмотря на военное время и бедственное положение в стране. Но после сложного воздушного путешествия Рузвельт чувствовал себя слишком усталым и сразу отправился на автомобиле в Ялту, где для него были приготовлены апартаменты в Ливадийском дворце. Жизнелюбивый Черчилль не упустил возможности отведать коньяка и блинов с икрой, а затем тоже отправился на Южный Берег. Английская делегация размещалась в Воронцовском дворце в Алупке.

Сакский военный санаторий имени Н.Пирогова
Сакский военный санаторий имени Н.Пирогова

Сакский военный санаторий на десять дней стал местом размещения лётного состава и технических специалистов иностранных делегаций.

После завершения переговоров в Ялте, президент США и члены американской делегации отбыли с аэродрома в Саках в Египет. Черчилль задержался в Крыму на пару дней, пожелав посетить в Севастополе места воинской славы английской армии времён Крымской войны. 14 февраля премьер-министр Великобритании и сопровождающие его лица вылетели с аэродрома Саки в Афины.

Так была перевёрнута ещё одна страница Всемирной истории, а вместе с нею завершена ещё одна глава в истории маленького крымского посёлка Саки.

Чтобы ничего не пропустить - не забудьте подписаться на канал. Если вам есть что добавить, делитесь в комментариях.