Знаете ли вы, какую роль в знаменитой Ялтинской конференции 1945 года, когда решалась судьба мира после окончания Второй мировой войны, сыграл крымский город Саки?
В начале февраля 2020 года исполнилось 75 лет со дня проведения Крымской (Ялтинской) конференции союзных держав – многосторонней встречи трех стран антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании), посвященной установлению послевоенного мирового порядка. В связи с этими событиями в большую историю вошел и наш маленький, тогда ещё поселок, Саки. Именно он стал «воздушными воротами» Крыма: 3 февраля на местный аэродром приземлились самолеты участников конференции.
Подготовка к приему делегатов велась в условиях чрезвычайной секретности. Предпринимались беспрецедентные меры по обеспечению их безопасности.
За четыре часа на сакском аэродроме приземлились 30 транспортных самолетов и 36 истребителей эскорта. В полдень мягкую посадку осуществили самолеты глав делегаций – Франклина Рузвельта и Уильяма Черчилля.
На десять дней местом размещения летного состава и технических специалистов иностранных делегаций стал наш Сакский военный санаторий.
Летчики аэродрома, военные, специалисты курорта сделали все, чтобы обеспечить прием делегации на нашей земле.
В Крыму главы ведущих мировых держав уверенно продемонстрировали стремление к миру и сотрудничеству - несмотря на идейные разногласия и устоявшиеся политические амбиции.
В чем главный урок Ялтинской конференции?
В том, что разные страны, разные социальные системы не только нашли пути сотрудничества в военное время, но и заложили основы послевоенного мира.
Лидеры трех держав – СССР, США и Великобритании - сумели перешагнуть через свои разногласия, подняться над текущими интересами, осознать свою ответственность за весь мир. Они подписали документы, которые более чем на 50 лет определили мир во всем мире.
В те годы это был самый южный аэродром на территории Советского Союза. Он располагался вблизи моря, в 65 километрах к северо-западу от Симферополя, имел две взлётно-посадочные полосы, длиной 1400 и 1000 метров, и по оценкам специалистов мог обеспечить приём самолётов всех типов, в том числе и новейшие тяжёлые бомбардировщики «Ланкастер».
ПОДГОТОВКА АЭРОДРОМА: СЕКРЕТНОСТЬ - ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
В начале января 1945 года в Саки прибыли группы иностранных и советских специалистов, которым предстояло произвести подготовку приземления, встречи, размещения и мер безопасности делегатов конференции и сопровождающих лиц.
К моменту прибытия участников конференции требовалось срочно произвести работы по ремонту полос, оборудованию мест стоянок самолётов, установку надёжного навигационного и метеооборудования.
Масштабность подготовительных мероприятий становится понятна при взгляде на цифры из докладной записки Берия Сталину. Следует добавить, что проводились они в условиях войны, на территории, подвергшейся огромным разрушениями и утратившей значительную часть трудоспособного населения.
Для заправки самолётов на аэродром доставили 1500 тонн авиабензина марки «Б-100» и соответствующее количество авиамасел.
С целью обеспечения безопасности на сакском аэродроме были размещены: 155 зенитных пушек, в том числе семь батарей 85 мм, 2 батареи 40 мм и четыре взвода 30 мм пушек. ПВО оснащена приборами «СОН -2» и «РУЗ-2».
Батареи ПВО аэродрома предназначались для ведения семислойного огня на высоту до 9000 метров, прицельного огня - до 4000 метров и заградительного огня - на расстояние до 5 километров.
Истребительная авиация сакского аэродрома состояла из 32 самолётов, в том числе - 6 «Китихаук»-ночников.
Кроме того, на близлежащем аэродроме в Сарабузе базировались два полка истребительной авиации в составе 55 самолётов «ЯК-9», готовые в случае необходимости оказать поддержку по защите сакского аэродрома.
Для усиления противовоздушной обороны аэродромов Саки и Сарабуз командование ВВС вызвало из других авиачастей 90 истребителей и полк защитной артиллерии в составе 24 пушек 85 мм и 30 пушек мелкокалиберной зенитной артиллерии.
Начальником ПВО аэродромов приказом Наркома военно-морского флота был назначен командующий ВВС Черноморского флота генерал-полковник Ермаченков. Ответственными за обеспечение должностного порядка на аэродроме Саки приказом Берии утверждены заместитель начальника 1-го отдела Главного управления контрразведки «Смерть шпионам» Наркомата обороны СССР, генерал-майор М.В. Новиков и полковник 3-го управления НКГБ СССР Г.С.Ананов.
Работой по обеспечению безопасности конференции занимались 784 офицера контрразведки, 70 руководителей центрального аппарата КГБ, несколько десятков оперов «Смерш» и более 800 человек оперативного состава КГБ, срочно прибывших из других республик.
20 января Саки посетил американский генерал Хилл, подтвердивший готовность аэродрома и помещений для размещения лётно-технического состава.
27 января Берия докладывал Сталину о завершении подготовительных мероприятий для предстоящей конференции, в том числе - о мерах по обеспечению безопасности участников на пути их следования в Ялту. Значительное место в его докладе отводилось сакскому аэродрому.
Советская делегация прибыла в Симферополь поездом 1 февраля. Сталин сразу же отправился в Ялту на автомобиле. Берия остался, чтобы встретить высоких гостей в
Саках.
ПЕРЕЛЁТ "ЛУКА" – САКИ. «ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ»
2 февраля 1945 года президент США Ф.Д.Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль встретились на острове Мальта и обменялись мнениями о задачах предстоящих переговоров. Около трёх часов ночи со 2-го на 3-е февраля с аэродрома «Лука» пошёл на взлёт самолёт СИ-54 А «Скаймастер», американского производства, но с опознавательными знаками Великобритании, в котором находились Черчилль и сопровождавшая его дочь Сарра. Отправляясь в полёт, склонный к красивым фразам Черчилль сказал: «Началось великое переселение».
В половине четвёртого взлетел Си-54-«Священная корова», бортовой номер 272252 с опознавательными знаками США - личный самолёт Рузвельта, летевшего вместе с дочерью Анной. «Священная корова» был поистине счастливым самолётом: за годы войны он совершил множество рейсов и всегда благополучно доставлял президента в пункт назначения. В его салоне располагались раскладной диван, большой стол, два мягких кресла, небольшой конференц-зал, душевая, кухня и все необходимые приспособления для человека, не способного перемещаться самостоятельно, в связи с болезнью Рузвельта.
Начальник штаба Армии США У.Леги в дальнейшем вспоминал, что самолёты взлетали с десятиминутным интервалом, всего по воздуху было переправлено в Крым 700 человек. Только американская делегация включала 130 человек и 300 сопровождающих.
Перелёт продолжался 9 часов, без промежуточных посадок и при потушенных бортовых огнях. Маршрут полёта проходил от острова Мальта над Эгейским морем, Афинами, далее над территорией Турции и Болгарии, а от болгарского города Бургаса до крымского посёлка Саки – над Чёрным морем. С момента взлёта сопровождение обеспечивали истребители Локхид «Лайтинг» дальнего радиуса действия. В небе над Афинами к эскорту присоединялись дополнительные самолёты ВВС США. От Бургаса до Сак, над Чёрным морем воздушный караван вели советские истребители.
ВСТРЕЧА В САКАХ. МЯГКАЯ ПОСАДКА
День 3 февраля 1945 года выдался холодным, ветреным, туманным. Совсем, как во времена мифических аргонавтов, Чёрное море и крымский берег выглядели суровыми и неприветливыми. Самолёты были практически не видны на фоне затянутого облаками неба. Точное время их перелёта от болгарского Бургаса до крымского посёлка Саки держалось в строгом секрете.
Надёжная радиосвязь обеспечивала чёткое координирование действий лётчиков. В определённой точке над Чёрным море каждый из самолётов союзников встречали советские истребители, сопровождали его до аэродрома, садились вместе с ним в Саках, а потом разворачивались на взлёт и шли за следующим крылатым гостем. За четыре часа на аэродроме в Саках приземлились 30 транспортных самолётов и 36 истребителей эскорта. В полдень мягкую посадку осуществили самолёты глав делегаций – Ф.Рузвельта и У.Черчилля.
На взлётном поле президента Америки и премьер-министра Великобритании встречал народный комиссар иностранных дел В.Молотов. Высоким гостям были оказаны воинские почести. На взлётном поле выстроились почётный караул и оркестр. Черчилль подошёл к самолёту Рузвельта, подождал, пока президента на специальном лифте транспортируют на землю, а затем слуга на руках отнесёт его в «Виллис». За рулём автомобиля находился советский водитель-разведчик в гражданской одежде.
Далее президент и премьер двинулись вместе: Черчилль, с неизменной сигарой в руке шёл рядом с автомобилем Рузвельта. Грянул оркестр. И в этот момент над аэродромом вдруг расступились облака, и засияло яркое крымское солнце. Кадры хроники 45-го года выдают настроение Черчилля: он пристально вглядывается в лица почётного караула, будто пытается разгадать какую-то тайну. Но мужественные, опалённые войной бойцы смотрят на него беспристрастно, с холодным достоинством, как и положено победителям. В своих воспоминаниях Черчилль, как обычно слегка красуясь и преувеличивая, рассказывает:
«После продолжительного полёта в холодную погоду мы приземлились на аэродроме, покрытом глубоким снегом. Мы инспектировали почётный караул: президент в машине, а я – шагая рядом с ней. Потом наша группа направилась в большой шатёр, чтобы подкрепиться вместе с Молотовым и членами русской делегации, которые приехали нас встречать».
Все другие участники встречи о снеге, тем более на взлётном поле, почему-то не вспоминают. Адмиралу Леги более всего запомнился оркестр:
«Он играл великолепную музыку и имел необычные знамёна».
Прямо на взлётном поле были установлены армейские палатки, в которых для гостям предлагалось согреться и подкрепиться. Угощение соответствовало высочайшему уровню встречи, несмотря на военное время и бедственное положение в стране. Но после сложного воздушного путешествия Рузвельт чувствовал себя слишком усталым и сразу отправился на автомобиле в Ялту, где для него были приготовлены апартаменты в Ливадийском дворце. Жизнелюбивый Черчилль не упустил возможности отведать коньяка и блинов с икрой, а затем тоже отправился на Южный Берег. Английская делегация размещалась в Воронцовском дворце в Алупке.
Сакский военный санаторий на десять дней стал местом размещения лётного состава и технических специалистов иностранных делегаций.
После завершения переговоров в Ялте, президент США и члены американской делегации отбыли с аэродрома в Саках в Египет. Черчилль задержался в Крыму на пару дней, пожелав посетить в Севастополе места воинской славы английской армии времён Крымской войны. 14 февраля премьер-министр Великобритании и сопровождающие его лица вылетели с аэродрома Саки в Афины.
Так была перевёрнута ещё одна страница Всемирной истории, а вместе с нею завершена ещё одна глава в истории маленького крымского посёлка Саки.
Чтобы ничего не пропустить - не забудьте подписаться на канал. Если вам есть что добавить, делитесь в комментариях.