Найти тему

Три необходимых для писателя качества от Сомерсета Моэма

Оглавление

Английский писатель Сомерсет Моэм был в зените писательской славы, когда в возрасте шестидесяти лет решил подвести итоги своей творческой жизни, выпустив мемуары и эссеистику в одной книге.

Начало карьеры писателя

Любопытно, что первым языком, на котором писал и разговаривал Сомерсет Моэм, был французский. Его отец был юристом при Британском посольстве во Франции и мальчик все детство провел в этой стране.

Сомерсет Моэм в молодости
Сомерсет Моэм в молодости

Затем писатель овладел немецким и итальянским языками. Английский же язык вызвал непреодолимые вначале трудности для Сомерсета Моэма. Он отмечал, что:

«писать по-английски трудно потому, что звук живого языка доминирует над видом напечатанного слова».

Мучения Сомерсета Моэма продолжились в школе в Кентербери. После смерти родителей опекать мальчика стал его дядя, носивший высокий церковный чин. Его Сомерсет Моэм смог убедить отправить племянника продолжить обучение в Гейдельберский университет. В нем Сомерсет Моэм изучал философию и литературу.

Гейдельберский университет
Гейдельберский университет

Вернувшись в Англию, Сомерсет Моэм не захотел поступать в Кембридж, на чем настаивал дядя, а неожиданно оказался в медицинской школе при больнице св. Фомы. Опыт работы акушером больницы пригодился ему для написания дебютного романа: «Лиза из Ламбета».

Книга разошлась за один месяц, а старший акушер предложит Сомерсету Моэму место в отделении под своим началом. Но начинающий тогда писатель выбрал литературный путь, бросив медицину.

Позже Сомерсет Моэм подчеркивал, что медицинские навыки позволили ему сформировать материалистическое (или реалистическое) мировоззрение, что помогло при создании персонажей к собственным произведениям.

Три необходимых для писателя качества

В книге «Подводя итоги» Сомерсет Моэм дает советы начинающим коллегам-писателям, стараясь избавить их от своих ошибок молодости. Ведь несмотря на бесчисленные препятствия, Сомерсету Моэму удалось успешно оточить свое писательское умение, достигнув небывалых высот в выразительности и доступности для читателей своего языка.

Сомерсет Моэм выделяет следующие качества, которые должен стремиться выработать у себя хороший писатель.

1. Ясность изложения

В качестве примера Сомерсет Моэм приводит философскую прозу Юма или Беркли. Можно без философской подготовки понять смысл каждой фразы данных мыслителей и оценить изящность владения ими английским языком.

Склонность к излишней усложненности и непонятности современных авторов является обратной стороной их неспособности к «точности мышления».

2. Простота

Это не врожденное свойство человека. Для овладения простотой требуется строжайшая дисциплина. Раньше английская проза, на взгляд Сомерсета Моэма, была более непосредственной и живой. Прозу погубила Библия короля Иакова.

Библия короля Иакова
Библия короля Иакова

Писатели стали склонны к гиперболам и высокопарным словам, подражая ветхозаветным пророкам. Отсюда проистекает помпезность историка Гиббона или ученого мужа доктора Джонсона, украшательства Томаса Карлейля и Уолтера Патера.

В качестве образца уравновешенной и легкой прозы Сомерсет Моэм предлагает творчество Вольтера.

3. Благозвучие

Многие знаменитые писатели грешат сдвоенными рифмующимися словами, злоупотребляют длинными прилагательными и избытком гласных в конце слова. Единственный критерий для отбора слов – живая речь. Ради нее можно иногда пренебречь правилами грамматики. Аффектированное слово лучше простого, сразу приходящего на ум.

Главное – не переусердствовать, чтобы благозвучие не стало однообразным.

Живая классика как лекарство

Сомерсет Моэм в качестве своего идеала выбрал Вольтера. Он часто повторял что:

«хороший стиль не должен хранить следа усилий».

Интересно, что для излечения от вредного влияния Библии Иакова писатель видел в чтении газет английской публикой. Живая репортажная проза должна вносить свежую струю воздуха.

Однако данная проза часто оказывается однообразной и безличной. Требуется, с другой стороны, ориентироваться на классическую прозу из недалекого прошлого.

В наше время, когда место газет в информационном поле заняли интернет и социальные сети, хочется повторить вслед за Сомерсетом Моэмом, что лечение от однообразия подачи материала нужно искать в вечной неувядающей классике.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!