На Моховой что ни дом, то памятник архитектуры XVIII-XX веков. Улица проходит параллельно Литейному проспекту, а ее название никак не связано со мхом.
В начале XVIII столетия в питерской слободе хамовников проложили дорогу – по ее краям строили деревянные дома и селились ткачи, работавшие на парусных дворах Адмиралтейства и Партикулярной верфи. Там же жили царские повара, работники царской канцелярии, строители садов и царских домов, солдаты и офицеры Семеновского и Преображенского полков, а еще шут Петра – Балакирев.
В честь ткачей дорога именовалась Хамовой, но в 1757 году она получила статус улицы, и ее, путая, называли то Маховой, то Хамовой. «Маховая» закрепилась. То есть современное название Моховой произошло не от «мха», а от видоизмененного «хам» (льняное полотно).
К концу века на улице было уже много жителей-аристократов: Строгановы, Скавронские, Воронцовы… Писатель и публицист Александр Башуцкий называл Литейную часть Петербурга, куда входила Моховая улица, «царством лучшего общества, местом жительства людей высшего круга, большого, тонкого и модного света». На тихой улице часто снимали квартиры литераторы и ученые.
Одноэтажные деревянные дома и двухэтажные с каменным нижним этажом стояли на улице до середины позапрошлого века. Потом, в связи с государевым указом, дома стали строить каменные. Проезжую часть, вымощенную булыжником, заменили на деревянные торцы, дабы уменьшить шум от конных экипажей, а тротуары сделали из дерева. Заасфальтировали Моховую только в 1930-е годы.
В 1950-х дровяные печи в зданиях заменили на газовые, а вместо сараев и складов дров во дворах построили новые флигели, каменные подсобки и детские площадки.
В период после революции и до нашего времени на Моховой построили только четыре дома: №8, 19, 37 и 47. Все прочие здания остались дореволюционные, многие из которых надстроены, перестроены, реконструированы, но старая атмосфера и память о знаменитых жильцах Моховой в них сохранилась.
Дом сенатора Денфера: студия с дизайнерским ремонтом
Дом №12 построен по проекту неизвестного зодчего в начале позапрошлого столетия. Владел домом секретарь Императорского кабинета Яков Бахирев. С 1830-х годов дом принадлежал сенатору А. У. Денферу и его наследникам.
В 1846-м здание было трехэтажным, а спустя 25 лет архитектор Эммануил Юргенс надстроил его четвертым этажом и перестроил фасады. С 1900-х и до революции домом владели три брата Безака – сыновья генерал-лейтенанта Н. А. Безака.
С 1942 по 1963 годы в квартире 53 жил художник Владимир Конашевич, автор иллюстраций к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака. Позже в квартире 53 жила дочь Конашевича Ольга с мужем-архитектором, работающим заведующим мастерской института ЛенЗНИИЭП, Игорем Чайко.
На втором этаже этого дома сейчас продается студия с дизайнерским ремонтом. Ее площадь – 21 кв. м (выше на фото). В квартире установлены новые биметаллические радиаторы отопления, двухкамерные стеклопакеты и подоконник из массива дерева. На втором ярусе размещается спальня. Стоимость этого жилья 3,92 млн рублей с учетом ремонта и согласования перепланировки квартиры.
Дом Мелиховой: от 2,9 до 44 млн рублей
Вплоть до 40-х годов XIX века в трехэтажном доме (№26) с дворовыми флигелями жили купцы Щербаковы. Часть комнат они сдавали в аренду. У одного из арендаторов, землевладельца П. Энгельгардта среди прислуги жил будущий писатель Тарас Шевченко, а в одном из дворовых флигелей – композитор Михаил Глинка и музыкальный критик Владимир Стасов.
В 1837 году за долги Энгельгардта дом отдали жене вице-адмирала Василия Мелихова. Спустя семь лет архитектор О. В. Бремме надстроил здание на один этаж. В 1860-х годах в доме поселился известный доктор Кондратий Грум-Гржимайло.
В 1914 году дом перестроили по проекту мастера эклектики Сергея Гингера для генерал-майора государевой свиты Александра Граббе и надстроили еще одним этажом, а во дворе выстроили новые корпуса. В таком виде он сохранился до нашего времени. Фасады первого и второго этажей покрыты серой штукатуркой, а с третьего по пятый – терракотового. На уровне третьего этажа фасад украшает герб рода Граббе – весь этаж занимала квартира генерал-майора.
Сейчас в доме Мелихова можно купить студию за 2,9 млн рублей. Она находится на втором этаже Площадь этого жилья – 20 кв. м. Потолки 4,6 метра позволили сделать в студии второй ярус. Проведены новые коммуникации.
А на четвертом этаже этого дома продают четырехкомнатную квартиру размером 197 кв. м (она выше в фотогалерее). Квартира с хорошим ремонтом, в гостиной действующий старинный камин. Раздельный санузел с окном и гидромассажной ванной. Теплые полы на кухне, в коридоре и санузле, на полу паркет. Окна выходят на улицу и во двор. Мебель может остаться новому собственнику по договоренности. Стоимость этого объекта – 41 млн рублей. Возможна покупка в ипотеку.
Дом Бенуа: «Пропал калабуховский дом!»
Глядя на этот дом, профессор Преображенский в фильме «Собачье сердце» Владимира Бортко восклицал: «Пропал калабуховский дом!». Его (№27-29) строил академик архитектуры Леонтий Бенуа (правый корпус возводил Николай Прокофьев).
Бенуа писал о доме: «Часть этого обширного места уже была застроена архитектором А. Ф. Красовским в стиле, как тогда говорили, «Генрих IV». Я спроектировал большой cur d’honneur, слева поставил флигель в характере французской архитектуры (камень с кирпичом), а главное здание — в стиле французского ренессанса (сгоревшего дворца Тюильри). Ансамбль получился богатый и интересный».
В этом доме, построенном для страхового общества «Россия», поселились министp финaнcов цaрcкoй России Коковцов, семья графа И. В. Стенбок-Фермора и многие видные деятели Российской империи.
В 1880-е в доме жила юная художница Мария Башкирцева. Она умерла в Париже в возрасте 24 лет. Свою первую книгу«Вечерний альбом» поэтесса Марина Цветаева посвятила талантливой художнице Башкирцевой.
1917 год изменил жизнь и быт жильцов красивого дома на Моховой улице. Квартиры уплотнили, залы разделили перегородками, а в коридорах сделали кладовки. В доме поселились новые жители: помимо простых рабочих, там жили секретарь американского посольства Джеймс Александрович Бейли и секретарь датской миссии в России Пауль Фридрихович Норяин.
В 1920-е годы на стене дома появилась мемориальная доска: «Жилищно Арендное Кооперативное Товарищество имени Ипполита Николаевича т. Маковецкаго. Моховая ул. № 27/29». Этот артефакт советского времени висит на доме и сейчас.
ЖАКТы учреждали для того, чтобы они справлялись с кризисом жилищного управления, эти товарищества арендовали дома у государства на срок до 12 лет с правом приоритетного продления договора (отсюда и фраза о «пропавшем калабуховском доме»).
Жильцы этого дома помнят, как в годы войны зубной врач Райтин раздавал всем витамины, а дети и взрослые дежурили на крыше, оберегая дом от бомб.
Совсем недавно расселили коммунальные квартиры в центральном корпусе этого легендарного здания. На последнем этаже продают одну из расселенных шестикомнатных квартир площадью 203 кв. м. Высота потолков – 4 м, из квартиры можно выйти на чердак. Стоимость этой недвижимости – 36,3 млн рублей.
Дом малярных дел мастера Кельберга: студия с согласованной перепланировкой
В доме №30 в 1834 году арендовали квартиру родители Александра Сергеевича Пушкина. Там же жил изобретатель, генерал-адъютант Карл Андреевич Шильдер, а в 1843 году поселился и прожил 26 лет композитор Александр Даргомыжский.
Это здание – одно из старейших на Моховой улице. В 1794 году трехэтажным домом с каменным погребом и магазином на первом этаже владел смотритель за кофе, чаем и шоколадом при императорском дворе некий С. Д. Иванов. В первой трети XIX века дом принадлежал портному И. Кронману, а после здание купил стекольных и малярных дел мастер И. Кельберг.
В 1832 году архитектор Егор Цолликофер надстроил дом одним этажом. После у здания было еще несколько хозяев. В этом пятиэтажном доме нет балконов, но зато имеется несколько флигелей разной этажности.
Студию размером 21 «квадрат» на втором этаже этого дома продают за 3,9 млн рублей. Квартира с ремонтом и согласованной перепланировкой. Новому собственнику остается кухонный гарнитур и кое-какая техника. Во дворе, по словам собственника, всегда есть место для парковки автомобиля.
Дом дирекции чемпионата мира по хоккею: «трешка» с двумя санузлами
Старый дом №47, который до революции принадлежал поставщику его императорского величества купцу Болотину, снесли в 1977 году и разбили на том месте сквер, а потом построили завод спортивных товаров. Через 20 лет на месте сквера и завода начали строительство пятиэтажного дома.
По проекту два первых этажа здания должны были занять досуговый центр, третий отводился под офисы дирекции чемпионата мира по хоккею, а два верхних этажа – под квартиры.
Сейчас в этом угловом здании с широкими окнами, балконами и куполом, которое так и называется – «Дом дирекции чемпионата мира по хоккею», можно купить трехкомнатную квартиру размером 160 кв. м.
В ней две изолированные спальни, кухня-гостиная и два санузла. Квартира находится на пятом этаже и обойдется в 44 млн рублей (она выше в фотогалерее).
Васильевский остров. Смотрим квартиры в домах Гумилева, Ахматовой, Белинского, Крамского и Куинджи
Где живет диктор Первого канала Екатерина Андреева: секретный дом на Рублевке
Подписывайтесь на канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости