Найти тему

Женщины-воины в традициях и кино Китая, Японии и Индии

Кадр из индийского сериала "Махакали: Конец - это начало"
Кадр из индийского сериала "Махакали: Конец - это начало"

Если приглядеться к восточному кино, большинство женщин-воинов - обитают в фильмах Китая и Индии.

Даже при том, что в Японии был и намеренно взращивался класс воинов-самураев, там редко увидишь в фильмах с актёрами именно женщин-воительниц (анимэ - это из другой оперы, поскольку на него уже повлияла не только традиционная культура, но и много западных веяний, гремучий сплав получился). Преимущественно - в исторических сериалах про время самураев или боевиках. Даже при том, что ниндзя бывали женщинам и девушек из класса самураев тоже обучали владению оружием. Но вот... не сложилось.

В традиционной культуре Японии самая заметная и мощная женщина с копьём - это Идзанами, которая вместе с мужем-братом Идзанаги копьём помешали в океане - и намешали все японские острова. В тяжких родах она погибла, ушла в подземный мир, муж её оттуда пришёл вызволять, но нарушил её просьбу - зажёг свет и увидел изменившейся, сбежал в ужасе, она его догоняла, пыталась убить, но в итоге он сбежал, а она осталась в мире мёртвых. Короче, просто обида женская и история сотворения мира. Боги-воины у японцев всё-таки мужчины.

А вот если приглядеться к кино Китая и Индии - то совсем другая песня выходит. Вот откуда там столько дерущихся женщин? Как вы могли уже услышать, и в Китае, и в Индии традиционно идеальной считалась скромная, послушная, добрая и домашняя женщина! Тлетворное влияние Запада и феминизма? А вот и нет! Истоки, как ни странно, в самих древних традициях обоих стран! Всё-таки кино какой-то страны - это плод души людей создавшего его народа. Там хоть слегка, а то и в полный рост, своё, родное, ихнее да и вылезет.

Постер к китайскому сериалу "Чжао Яо: легенды"
Постер к китайскому сериалу "Чжао Яо: легенды"

Конфуций к подвигам призывал мужчин, а женщин - покорно и трудолюбиво служить мужьям дома. Конфуция китайцы очень любят и уважают (хотя одно время сжигали тексты его книг и закапывали в землю заживо его последователей). Короче, девы-воины в нынешних уся - не его рук дело. Всё случилось из-за... теории инь-ян!

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Символ трактуется как гармоничное слияние мужского и женского начал, где чёрный, тьма, земля, покой, пустота - женщина, а белый, свет, активность, творение - мужчина. И, если приглядеться, они вместе слагаются в одно целое. И в мужчине есть маленькая чёрная точка - немного женского, да и в женщине - белая точка - немного мужского. Ключевое - немного сил имеется от противоположной стороны, да и одно целое они слагают всё-таки вместе!

Теперь внимательно смотрим на образы женщин-воинов из китайского кино. Феминизм там не прижился, в целом рано или поздно героини-воительницы находят себе пару - мужчину - и обычно хранят ему верность до конца, причём, вместе они там - смотрим на многих положительных героев - активно спасают простой, бесправный и слабый люд, выгоняют врагов с Родины или мстят за погибший или чрезмерно потрёпанный врагами клан. И вместе Он и Она друг друга заметно усиливают, оставляя за собою штабеля вырезанных или коленопреклонённых в восхищении врагов!

Кадр из китайского сериала "Повелитель волков"
Кадр из китайского сериала "Повелитель волков"

Даже если девушка у благородного героя никакая, совершенно не воинственная - она всё равно его искренне любит и хотя бы раз да попытается поддержать и спасти ему жизнь в каких-то сложных ужасно условиях, чтобы он потом оклемался, вышел на свободу и пошёл спасать мир и рубить злодеев дальше.

Если вы насчитаете больше десяти китайских героинь слабых, слабовольных, трусливых, наивных, добрых, истеричных, которые в большой беде кинули своего любимого и сбежали спасать только свою шкуру - киньте в меня кастрюлей с рисом. Эти "слабые" девушки в нужное и опасное время всё-таки проявляют необычайную силу воли и смелость, спасая любимого. И это обычно не тот человек/бог/демон, чьё существование или появление в мире осталось незаметным для всех окружающих. Он или многое сокрушил, или спасал мир, или совмещал оба весёлых занятия сразу. Красивое инь-ян выходит.

Кадр из сериала "Меч Сюань Юаня: Легенда об облаках Хань"
Кадр из сериала "Меч Сюань Юаня: Легенда об облаках Хань"

Кстати, если внимательно приглядеться к мотивам и истокам человеконенавистничества многих девушек-воительниц Китая, то это обычно не изначально маньячная натура с американским заворотом мозгов, где лишь бы взять бензопилу/меч/нож/плазмомёт - и всех перекрушить на фарш, а девушка из угнетаемого клана, семьи, рода, народа или даже последняя/одна из немногих выживших погибших. То сеть, популярный мотив научиться драться - это месть, но не банальная и больная американская вариация мести, а преимущественно - тяга к восстановлению справедливости. Ради восстановления гармонии.

Китайские воительницы очень часто спасают слабых, притесняемых и униженных. Даже если рвутся доказать сильной пока семье, что не хотят быть безвольными домашними куклами или просто начинают учиться ради саморазвития - всё равно рано или поздно, хоть немного драться научившись - идут спасать слабых и униженных. Это сила не для себя, а для всех. И в большинстве случаев такая дева со временем встречает сильного, смелого, достойного мужика, в которого сразу или спустя время влюбляется и начинают они вместе спасать мир.

Кадр из китайского сериала "Чжао Яо: Легенды"
Кадр из китайского сериала "Чжао Яо: Легенды"

Ладно, иногда они вместе мир крушат, но такие пары обычно кончают гибелью обоих или оплакивающим потерю одним. Единство и совместное движение инь-ян - ради сотворения нового.

У Индии девушки-воительницы тоже со временем находят себе красивого мужчину-воина или изначально находят себе благородного красавца - и во всех его начинаниях поддерживают. Ну, или так сложилось, но... но женщина, по индийским понятиям - это сила, шакти своего мужчины. Мужчина без шакти - подобен трупу (по мнению индуистов, мужчина без женщины с места не сдвинется, ему и в аскетичной пещере одному хорошо, а по мнению китайцев - забавный перевёртыш - мужчина без женщины не успокоится, не отдохнёт, короче, сложнее будет подвиги совершать новые). И у очень харизматичных индийских героев спутница жизни обычно мужчине под стать.

Кадр из индийского фильма "Падмавати"
Кадр из индийского фильма "Падмавати"

В Индии были воинственные воины-раджпуты, у которых женщин тоже обучали драться. Но в Индии всё-таки есть свои богини-воительницы - Дурга и Кали. Воюют они не всё время, а когда сильно доведут, короче, во имя истребления зла.

Дурга - это справедливая защитница слабых и угнетённых, превосходно контролирующая свой гнев, оттого-то и ездящая на кавача - саблезубом предшественнике львов, который этих самых львов спокойно ловил и ел, да и вообще является символом укрощенного гнева и звериной природы.

Изображение индийской богини Дурги - картинка из интернета.
Изображение индийской богини Дурги - картинка из интернета.

Короче, если в кино бравая девушка-воин, то она непременно спасает слабых и обиженных и то ли фильм начинается с кадров со статуей богини Дурги, то ли героиня в кадре попадается на фоне её статуи, оружия-трезубца, льва или вообще в какой-то момент с трезубцем в руке. Или в самом начале в храм богини заходит, помолиться. Короче, я уже сразу знаю, ради чего будет эпичная драка в середине или конце киноистории. И вы теперь знаете.

Кадр из индийского фильма "Падмавати"
Кадр из индийского фильма "Падмавати"

Причём, в боевом виде героиня не остаётся или всё-таки погибает из-за этого (но непременно спасая множество людей), то есть - это не озверелая такая на голову дама, а именно - проявление ярости богини, защитницы. И, при всей любви индусов к скромным, послушным и порядочным, домашним жёнам, они и женщину-Дургу увлечённо вырисовывают в своём киноискусстве. Тема отдельной статьи со списком кино с ней.

Ну, и когда женщину вконец уже достали и довели, то появляется второй типаж индийских воительниц, которые от ненависти уже теряют контроль и крушат усё на своём пути. Проявлением став богини Кали - богини смерти, времени и разрушения невежества.

Кадр из сериала "Джодха и Акбар"
Кадр из сериала "Джодха и Акбар"

Та приходит, когда уже океан слёз пролит женщинами замученными, когда душа злодеев уже на грани разложения и либо душа сама погибнет, или Кали спасёт её, отрезав от этого дурного тела и дав время подумать где-нибудь о поведении. Кали перевернёт всё от поверхности до основания.

К примеру, в художественной версии истории любви мусульманского правителя-завоевателя Джаллалудина Мухаммеда и принцессы из раджпутов-индуистов Джодхи, выходцев из разных культур и вер, в 1 серии Джодха со слугами и охранниками пришла в храм Кали поклониться и провести богослужение, а потом ворвались воины Джаллалудина и, мало того, что прервали богослужение, так ещё и содрали, разворовывая, украшения со статуи богини. И служанку любимую и верную Джодхи украли, обесчестив.

Кадр из сериала "Джодха и Акбар"
Кадр из сериала "Джодха и Акбар"

И Джодха с горстью родной земле клянётся богине Кали, что заставит императора моголов сложить голову у ног статуи богини и ответить за оскорбления богини.

Позже Джаллалудин принял закон, что верующие-индуисты теперь могут бесплатно совершать паломничество (прежние правители-мусульмане вынуждали не мусульман платить много денег за паломничество в другой вере). За что его прозвали Акбаром ("Великим") индуисты. Да, Джодха не каждую серию махала мечом, но в опасных и критических моментах она дралась с оружием без смущения. И таки насколько-то империю моголов покачнула, повлияла на действия их императора. Ага, и в середине сериала Акбар своими ногами пришёл в тот же храм и полежал головою у ног богини. Ну, просто полюбили они уже с Джодхой друг друга, но богине она клялась положить голову его у ног богини, а убивать его уже жалко было. Но всё равно красивая женщина.

Кадр из китайского фильма "Мулан"
Кадр из китайского фильма "Мулан"

Короче говоря, что в Китае, что в Индии женщины-воины не дерутся просто ради войны и ради разрушений или там изощрённой тяги к убийствам. Они сражаются ради блага и защиты других. Это их объединяет.

Ну да, индусы считают, что в воительнице проснулась энергия богини-воительницы, а китайцы - что женщина смогла закалить тело и дух, получив крепость и силу. Но всё равно, согласитесь, это иной вид воюющих женщин, чем просто озверелые американские дамы с оружием! И, кстати, у американцев у озверелых воительниц всё-таки случается счастливый конец, а вот китайцы и индусы - устраивают обычно таким конец грустный - поскольку в женщинах разрушение и ненависть всё-таки не самое главное. Покрушить в капусту мужчины и сами друг друга прекрасно умеют, а вот кто вам раны будет перевязывать и утешать потом?.. :)

Кадр из китайского сериала "Меч Сюань Юаня: Легенда об облаках Хань"
Кадр из китайского сериала "Меч Сюань Юаня: Легенда об облаках Хань"

***

Статья писателя и востоковеда Свительской Елены Юрьевны^-^ У меня ещё книги есть в жанрах этнического фэнтези, исторического фэнтези, исторического любовного романа и фантдетектива о Японии, Индии, Китае и Корее. И в других жанрах тоже. 55 книг завершённых. И про Китай у меня этническое фэнтези и историческое фэнтези «После смерти не считается», «Кошмар на улице Зелёных драконов», «Игра с драконом: Заблудись в чужих кошмарах», исторический любовный роман и исторический детектив «Девочка, срывавшая цветы» и современный роман «Сценарист не для того актёра». И про Индию у меня этническое и историческое фэнтези, и исторический любовный роман: «Три мужа для Кизи», «В тени Кайлаша» и «Сын евнуха». И про Японию у меня очень много деталей из мифологии японской и культуры в этническом и историческом, и городском фэнтези: «Две тысячи журавлей» и «Моя 15-я сказка». Есть у меня и цикл книг, где часть событий цикла происходит в Японии современной и в современной России: «Ветер моих фантазий».