Найти в Дзене

Тёмные грани женщин, обожествленные в Индии

Кали, постер к сериалу "Махакали: конец - то начало"
Кали, постер к сериалу "Махакали: конец - то начало"

Индуисты уважают разные проявления женской природы, добрые и светлые. Тёмные грани у них тоже возведены в ранг божеств, храмы им строят уже сколько-то веков, молятся им. И в искусстве индийском хватает образов женщин карающих, озверевших от унижений и оскорблений. Не только образ тихой и послушной мужу хозяйки, да заботливой матери среди идеалов индийских женщин.

Дурга, постер к сериалу "Махакали: конец - это начало"
Дурга, постер к сериалу "Махакали: конец - это начало"

Итак, недобрые женские ипостаси можно упростить до Кали и Дурги. А у героинь литературных произведений и кино, которые мстят за что-то – обычно за что-то серьёзное – встречаются вещи, являющиеся символами этих двух великих богинь. И даже реально существующих исторических личностей могли назвать проявлением одной из этих богинь.

Кали, постер к сериалу "Махакали: конец - это начало"
Кали, постер к сериалу "Махакали: конец - это начало"

Кали – это уже конец порядка, это женщина-буря, женщина в истерике, которая целенаправленно готова смести всё на своём пути. Кали – это неотвратимый суд времени. Когда человек, увлекшийся грехами и делами позорными, настолько погрузился во тьму, столько испытаний для очистки души упустил, что к нему уже приходит сама смерть, чтобы спасти его душу – кусочек от великого духа и творца Вселенной – от того грязного тела, от разложения при жизни, чтоб спасти от него оставшиеся пока в живых существа. Если Кали пришла, уже не убежать. Если Кали в женщине разбудили, то без жертв уже не обойтись. Каждая униженная женщина может воззвать к матери Кали, попросить силы и заступничества – и начнутся великие разрушения.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

Когда-то царь демонов решил переспать с женой великого бога Шивы. Ну, просто привык потакать своим желаниям. А Шива ушёл в медитацию. И брат Парвати ушёл в медитацию. Ну, как-то так сложилось. А демоны пришли к границам её семейных владений – большой, холодной горы – и стали там самоуправствовать и мучить местных. Женщина устала терпеть эти похабства и зверства и сама озверела. Едва не уничтожила, увлёкшись, весь мир. Покрошила войско на несколько тысяч демонов.

Боги уже её испугались, а как остановить её идей у них не было. Побежали просить помощи у мужа. Думали, придумает что-то великое, он же Тридэв. Шива пришёл, посмотрел, лёг на земле будто труп. Новоявленная Кали шла, шла, да и наступила ему на грудь. Посмотрела, что там пройти мешает, а там труп. Муж любимый. Упс, и как так получилось?

Кадр из сериала "Махакали: конец - это начало"
Кадр из сериала "Махакали: конец - это начало"

Но тут и разум проснулся, и совесть за разрушения вокруг кольнула. Хотя, по другой версии, Шива обернулся маленьким ребёнком, встал у неё на пути и горько заплакал. А Кали, хоть и жуткая богиня, но всё-таки женщина: сердце не выдержало такого жуткого зрелища, как малыш плачущий – и остановилась его приголубить. И как-то о разрушениях забыла. Какие там разрушения и войны с демонами, когда тут дети потерявшиеся плачут?!

Кадр из сериала "Махакали: конец - это начало"
Кадр из сериала "Махакали: конец - это начало"

Дурга – это разумная и целеустремлённая праведная ярость. Это война раненной против обидчиков и угнетателей. Это защитница от напастей и демонов. Собственно, она приходит к демонам и к людям, которые превратились в чудовищ. Она защищает слабых. Она бьёт направленно и уверенно. Это женщина-воин, смелая, дерзкая, неустрашимая, прекрасная.

Дурга, кадр из сериала "Махакали: конец - это начало"
Дурга, кадр из сериала "Махакали: конец - это начало"

Как-то был жуткий демон, который всех достал. И вот, боги сотворили её или просто позвали на помощь. Дурга взяла свой известный шест с копьём-трезубцем, пришла и убила мерзкого демона. И люди и дальше стали обращаться к ней за помощью от беды подобной. Дурга не возражала, откликалась, так как не дело, чтобы мерзкие демоны обижали простой народ. Хотя и людей-угнетателей могла прийти и прирезать, сама или силу свою проявив в одной из женщин, живущих на земле.

Кадр из фильма "Падмавати"
Кадр из фильма "Падмавати"

Хотя есть версия, что богиня Дурга и богиня Кали – это две ипостаси богини Парвати, жены Шивы. Шива, он же Махадев, «великий бог» – это разрушитель и создатель миров. А Парвати – это богиня природы, это жизнь, возрождающаяся из пепла. Собственно, Парвати – не первая уже жена Шивы, а вторая, реинкарнация первой жены Шивы, человеческой царевны Сати, сгоревшей заживо.

Шива в ужасе от смерти Сати, кадр из сериала "Бог богов Махадев"
Шива в ужасе от смерти Сати, кадр из сериала "Бог богов Махадев"

Природа и правда пробивается ростками на пепелище, выживает в щелях потрескавшейся от пламени солнца земли, чтобы новые линии растений выросли, расцвели, дали новые плоды и продолжили чью-то жизнь. И женщины, страдающие от близких и от властей, теряющие мужей и близких из-за войн и разбушевавшихся стихий точно также, отплакав и полежав без сил, снова поднимаются, чтобы снова идти и снова давать кому-то жизнь. Заботливое рождение и поддержание новой жизни, ровно как и гнев матери, защищающих своих детей, ровно как и безумие ярости женщины, потерявших своих – это всё важные проявления женской природы.

Постер к сериалу "Махакали: конец - это начало"
Постер к сериалу "Махакали: конец - это начало"

Недавно индусы даже сняли сериал, ставший очень популярным у них и в некоторых других странах, посвящённый богине Парвати и пробуждению разных её ипостасей – «Махакали, конец – это начало».

Самое известное воплощение Кали, женщины, обезумевший от боли и унижений – Драупади – одна из главных героинь старинного и популярного индийского эпоса «Махабхарата», а также его экранизаций. Женщина, в Индии очень известная.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

Она родилась из жертвенного огня. Отец – царь Драупад, всё мечтал о сыне-наследнике. Но не везло. Он затеял великое жертвоприношение, много даров спалил в священном огне, много брахманов мантры читать нанял. Но сказал ему один из видящих жрецов, что всё равно ему положено получить дочь сейчас. И тогда отец будущую дочь проклял, пожелал ей вынести все возможные унижения, но при этом потребовал, чтоб она после всего осталась добродетельной и чистой. Мол, ну, боги, а вам дать такую дочь слабо? Но богам было не слабо. И прославился Драупад своей дочерью Драупади больше, чем потом родившимся сыном. Хотя судьба у Драупади была ужасная.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

Ей вроде даровал отец Сваямвару – праздничное состязание, на которое лучших и знатнейших мужчин Индии пригласил, разрешив ей из них мужа выбрать самой. И она вроде выбрала одного ловкого и умного молодого аскета, отвернувшись от молодого царя и того приятеля. Аскет оказался Арджуной, царевичем, племянником императора великой империи Хастинапура. С радостью забрал свою невесту и пошёл представить матери, в окружении довольных его победою и любовью взаимной братьев.

Но мать молилась, и когда они вошли, похвастались, что Арджуна выиграл трофей, сердито закричала на них, не оборачиваясь: «Я же вас просила, чтобы все свои беды и трофеи вы делили поровну!». Воля матери – указ. Пять братьев исполнили. Ну, то есть, по другой версии виновата была политика и нежелание уступать возможность получить престол Хастинапура сводному брату Дурьодхане, сыну нынешнего императора-слепца, крайне жестокому и алчному юноше, который много народу мог загубить просто так. И только старший из пяти Пандавов мог стать конкурентом Дурьодхане – Юдхиштхира. И то, только если б был женат. И братья Арджуны в монахи пойти, чтоб прекрасная Драупади досталась только Арджуне, не осмелились.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

А Дурьодхана, которого Драупади не выбрала и вообще оскорбила на своей Сваямваре, через несколько лет подстроил игру, где он и его дядюшка Шакуни так хорошо мухлевали и уговаривали, что Пандавы проиграли и своё царство, и оружие, и украшения, и жену. И Драупади велел притащить за волосы на люди. Велел ей сесть у его ног, а гордая женщина отказалась. Тогда Дурьодхана велел её публично раздеть. Бог Кришна вступился за несчастную, сделал сари её бесконечным, укрыл от позора. Но до того, как бог вступился за неё, она видела, как безмолвствуют её пять мужей и вроде достойные мужчины империи, которые только лишь наблюдали за происходящим, не вняли мольбам её заступиться.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

Драупади прокляла всю династию империи Хастинапура сгинуть. И через некоторое время была великая битва при поле Курукшетра. Там земля от крови стала алой. Там много людей полегло. И даже её сыновья. Уцелел только сын второй жены Арджуны, Субхадры, сестры Кришны, который к династии правящей Хастинапура не имел кровного отношения. Только сын её соперницы. Страшная месть. Страшная женщина. Но индуисты считают, что проклятие добродетельной женщины неотвратимо и способно всё разрушить. То есть, сначала её довели. А потом грянуло её проклятье, притянувшее жуткую битву. Драупади по размаху разрушений подобна Кали и по гневу её тоже. Прокляла, не думая. Получила, что хотела. ИЛи не совсем. Но хаос - это разрушение всего, он ранит и породившего его, и людей вокруг.

Постер к фильму "Маникарника:  Королева Джханси"
Постер к фильму "Маникарника: Королева Джханси"

Женщины с силой Дурги потрясают не меньше. Рассмотрю две самых ярких.

Кадр из фильма "Падмавати"
Кадр из фильма "Падмавати"

Падмавати – жена царя-раджпута, приглянувшаяся султану-завоевателю. Алауддин исхитрялся как мог: и в гости припёрся, попросив взглянуть хоть на её отражение в зеркале, мол, чтоб убедиться, что люди не зря Падмавати красивейшей из женщин зовут, и мужа её обманом в плен заманил, мол, если Падмавати со мной переспит – я его отпущу. Падмавати научила женщин драться, собрала свою женскую армию и под видом служанок из свиты в его дворец затащила. Бойня была, мужа она умыкнула.

Кадр из фильма "Падмавати"
Кадр из фильма "Падмавати"

Алауддин не унялся и пришёл уже их город-крепость штурмовать. Силы явно были неравны. Но муж, доблестный раджпут, драться всё же пошёл. А Падмавати упросила разрешения ей умереть, если муж любимый умрёт в бою. И велела дров в огромный костёр во дворце наложить. И, известие получив, что муж погиб в бою и воинов добивают его, первою вошла в костёр, увлекла за собою тысячи женщин из их города-крепости.

Кадр из фильма "Падмавати"
Кадр из фильма "Падмавати"

Алауддин ворвался в дворец убитого врага, чтобы в щель закрытой двери увидеть Падмавати, заходящую в пламя и сгорающую. Страшная гибель. Но честь и верность для Падмавати и её спутниц были дороже жизни и существования подстилками для врагов.

Кадр из фильма "Падмавати"
Кадр из фильма "Падмавати"

И, наконец, женщина реально существующая и ощутимо нашумевшая, которую индуисты сочли одним из воплощений Дурги – жена царя княжества Джханси, Лакшмибай, выступившая против британцев и Великобритании.

Кадр из сериала "Королева Джханси"
Кадр из сериала "Королева Джханси"

С детства драться училась, известная уже была, но тогда как Маникарника, дочь брахмана. Выдана замуж была рано, девочкой ещё, за царя Джханси, который не хотел уступать британцам и затеял таки восстание. Мужа убили, но Лакшмибай продолжила его дело сама. Неизвестно, где осталось её мёртвое тело, но сражение против британцев выдалось заметное. Лакшмибай – одна из первых индусов, вообще женщина, которая выступила против угнетения народа Индии британцами.

Кадр из фильма "Маникарника: Королева Джханси"
Кадр из фильма "Маникарника: Королева Джханси"

И я знаю даже две экранизации, посвящённых Лакшмибай – это сериал 2009 года, «Королева Джханси», о её детстве, взрослении и той знаменательной битве, в которой она погибла, и фильм уже 2019 года «Маникарника».

Кадр из сериала "Королева Джханси"
Кадр из сериала "Королева Джханси"

Такие вот женщины, упрямые, потрясающие и прекрасные своей стойкостью. Совсем не похожи на тихих и покорных домохозяек, не слишком-то и заметны в роли матерей, но индусы их уважают.

Постер к сериалу "Королева Джханси
Постер к сериалу "Королева Джханси

Да и вообще, в Индии к тёмному своеобразное отношение. Темнота – это часть жизни. Добро и зло – это две важных части от жизни и от Вселенной. Как день и ночь они играют друг с другом, как мужчина и женщина танцуют.

И, кстати, целый гимн тени и темноте, её уютным объятиям, дарующим усталым телам и душам ночное отдыхновение – это сериал «Шани дев». Да, впрочем, и по мифологии индийской выходит, что бог Шани, Воздающий плоды поступков – это сын бога солнца Сурьи и тени Чхаи.

Кадр из сериала "Шани дев"
Кадр из сериала "Шани дев"

Бог, который ликом тёмный – на статуях и вовсе чернокожий, который назначает испытания людям, демонам и богам при жизни, чтобы у них был шанс встать на правильный путь, который видит сквозь время и расстояние, назначает награды за благие поступки и наказание за плохие, который сравнивает, каких последствий у какого поступка какого человека больше и меньше, словом, этот очень важный для жизни и для поддержания порядка бог – сын Тени. Хотя... когда он заходит в жизнь человека, становится жутко и темно.

Постер к сериалу Шани дев"
Постер к сериалу Шани дев"

Он и детство своё провёл в темноте, поскольку отец Сурья его проклял, едва увидел после рождения. В темноте мир иначе видится, думается лучше, лишнее не отвлекает. Как ни важен для жизни свет солнца, однако если света слишком много, то он всё живое сожжёт и погубит. И только тень, ласковая, скромная тень может спасти от излишнего света, жара и огня. Тень вторична, она появляется после света, она вообще не блистает, но без неё жизни не быть, отдыха не быть. Да и в ночной тишине обычно зарождаются новые жизни, не правда ли?

***

Статья писателя и востоковеда Свительской Елены Юрьевны^-^ У меня ещё есть книги в жанрах этнического фэнтези, исторического фэнтези, исторического любовного романа и фантдетектива о Японии, Индии, Китае и Корее. И в других жанрах тоже. 55 книг завершённых.

И про Индию у меня этническое и историческое фэнтези, и исторический любовный роман: «Три мужа для Кизи» - здесь 2 из главных героинь как раз благословили силою и защитою богини Кали и Дурга, за их заботу об беззащитных других женщинах, а в одну из них как раз без памяти влюбился за смелость и заботу о вдовах беззащитных мужчина красивого поведения, а ещё у меня есть книги «В тени Кайлаша» и «Сын евнуха».