Эмоции эмоциями, однако голосовые дефекты имеют вполне конкретные истоки, заключающиеся в неправильной работе голосового аппарата. Как известно, легкие придают звуку в основном силу, гортань управляет главным образом высотой звука, а резонаторы придают голосу тембр и цвет. А главную роль играют голосовые связки. В работе голосовых связок различают две фазы – смыкания и размыкания. Фактически, звучание голоса представляет собой чередующуюся серию этих фаз. Если преобладает фаза размыкания – связки смыкаются неполностью и воздух просачивается через них, - тогда говорят об отсутствии “опоры”, в голосе возникают сипы. Если происходит наоборот и фаза смыкания преобладает над фазой размыкания – возникает то, что называют «пением на связках», «на горле» и т.д. . Сама гортань напряжена. Такая ситуация может возникнуть в результате давления на гортань окружающими ее мышцами. Мы не будем рассматривать болезненные ситуации с органическими заболеваниями, в том числе нервной системы, которые могут подобным образом влиять на работу связок. Как работа составляющих голосового аппарата или создаваемые им действия или состояния относительно здорового организма влияют на певческий звук? Сюда входят и достаточно естественные явления, такие как работа дыхания, функции гортани и голосовых связок, функции резонаторов, и такие достаточно субъективные явления как "опора", "атака звука", "маска".
Перед рассмотрением возможного влияния дыхания на образование дефекта, связанного с пением на горле и, выясним, какие типы дыхания выделяют специалисты:
1. Ключичное дыхание - при котором в основном расширяется верхняя часть грудной клетки. При интенсивном дыхании руки, ключицы, лопатки и ребра поднимаются вверх с помощью внешних мышц. Диафрагма подтягивается вверх вслед за движением легких. Таким образом, вся грудная клетка тянется вверх, но при этом очень немного расширяется. Этот вид дыхания самый нерациональный и вредный. Грудная клетка вверху уже, чем в центре и у основания. Следовательно, ее расширение будет минимальным, потому что диафрагма подтягивается вверх и, следовательно, объем нижней части грудной клетки не увеличивается, а уменьшается, поэтому воздухом будут заполнены только верхние части легких, а поскольку легкие имеют ту же форму, что и грудная клетка, т. е. более узкие кверху , поэтому в верхней части будет меньше воздуха, чем в средней и нижней частях. Кроме того, растяжение рук, ключиц и лопаток вызывает довольно сильное напряжение. Поднимая ключицу, поднимаем и лопатки. Следовательно, наиболее важным предостережением в отношении этого типа дыхания является то, что нервы и мышцы, которые не имеют ничего общего с нормальной работой дыхательного аппарата, - начинают участвовать в его работе.
2. Грудной или реберный тип дыхания. Дыхание, при котором диафрагма растягивается и поднимается, а нижняя часть живота сильно втягивается. Диафрагма вместо того, чтобы сжиматься и опускаться, движется назад. По мере того, как диафрагма поднимается, она исключает из работы нижнюю часть легких, дыхательная поверхность которой самая большая. Втягивание живота вредно для органов пищеварения.
Интересно, что школа бельканто постулировала грудное дыхание, поскольку этот тип дыхания обеспечивает длительное фоновое дыхание, большое наполнение легких воздухом. Результатом тренировки является достижение высокой звуковой мощности при спокойном дыхании.
3. Диафрагмальное и абдоминальное (брюшное) дыхание. В состоянии покоя диафрагма сильно выпуклая, выпуклой поверхностью обращена к грудной полости. Как только она начинает работать, ее выпуклая часть втягивается, становится плоской и диафрагма опускается в брюшную полость - вдох, затем нижние ребра раздвигаются, и органы брюшной полости заставляют ее стенки выпирать вперед. Работа диафрагмы здесь правильная, но не все легкие задействованы в работе. Мы видим, что при первом виде дыхания задействованы только верхние отделы легких, при втором - средние, при третьем - нижние. В остальных частях легких отсутствует необходимая вентиляция, в этих нефункционирующих частях теряется эластичность, что может привести к тяжелым легочным заболеваниям.
Способ дыхания всегда должен быть одинаковым для всех, у кого в совместной работе задействован весь дыхательный аппарат, и человек получает столько воздуха, сколько в настоящее время необходимо его телу.
4. Грудно - брюшной или смешанный (костно-брюшной). Самый экономичный метод дыхания, поскольку он позволяет задействовать почти все части легких. При этом задействуются большие мышцы туловища, такие как брюшные и трапециевидные мышцы.
При всех этих многовековых и замечательных наблюдениях существует однако самая важная вещь, Очень важно помнить, что вдыхание должно быть непроизвольным. Когда дыхание выполняется произвольно, оно перестает быть правильным, и мы получаем один из первых трех его типов (высокий, боковой или живот), но никогда не полный. При физиологически правильном дыхании, т. е. полном дыхании, мы должны после каждого выдоха ждать импульса к новому вдоху, т. е. мы должны ждать момента, когда кровь нуждается в новом кислороде, произойдет автоматическое раздражение продолговатого мозга, а мембрана получит импульс для нового дыхания. Эта пауза после выдоха очень мала. Но она необходима для правильного функционирования нервной системы и мышц. Если диафрагма поднимается медленно, сохраняя известное напряжение во время расширения (не будучи в состоянии расслабления), а грудная клетка спадает медленно (благодаря совместной работе дыхательных мышц), то воздух свободно выходит из альвеол через небольшое отверстие. Если диафрагма расслабляется и, следовательно, быстро поднимается в грудную полость, а грудная клетка из-за этого быстро спадает, то создается сильное давление на легкие, и воздух из-за его эластичности не попадает в узкие отверстия пузырьков. Легкие не освобождаются от воздуха, а когда наступит момент вдоха, новый воздух почти не поступает, кровь не получает достаточного количества кислорода, и, не очищенная, не обновленная, возвращается в тело. А альвеолы теряют врожденную гибкость, и, следовательно, самое главное условие правильного вдыхания - эластичность легких - значительно ослабляется. Необходимо следить за тем, чтобы при выдохе не происходило спазма, так как целью выдоха является очищение легких от плохих газов, а не выдавливание оттуда всего воздуха. Если выдох был правильным, нам не придется тянуть воздух, он войдет свободно, непроизвольно, и в то же время весь дыхательный аппарат будет задействован в работе.
Отдельно коснемся вреда ключичного дыхания:
1. Малое количество воздуха, с каждым вдохом, провоцирует быстрое дыхание, что приводит к перенапряжению организма.
2. При втягивании диафрагмы, гортань получает слишком высокое положение (так как положение гортани зависит от работы диафрагмы), что приводит к аномальной резкости голоса.
3. Поскольку напряжение голосовых связок также связано с активностью диафрагмы, неправильная работа последней также вызывает аномальное напряжение голосовых связок, в результате чего певец перестает владеть голосом. Певец, привыкший к такому дыханию, должен слишком сильно напрягать мышцы гортани и шеи, из-за чего голос легко ломается. Следствием этого типа дыхания является хроническая сипота, ларингит и ранняя потеря голоса.
4. При такого типа дыхании невозможно быстро вдыхать через нос, поэтому такие певцы вдыхают ртом во время говорения, чтения и пения. И, помимо вредного охлаждения слизистых оболочек горла, это также выглядит не эстетично, поскольку сопровождается сиплым, свистящим звуком, неприятно действующим на слушателей.
5. Как только певец берет, вдохнув, первую ноту, - резко поднятая грудная клетка опадает и звуки становятся слабыми и плоскими. Таким образом, чем выше поднимается дыхание - тем ближе оно к гортани, что создает опасность „горления”.
Таким образом, наиболее предпочтительным является костно - брюшное дыхание, так как оно охватывает все части легких. Необходимым условием для пения является высокая стоящая диафрагма. Однако чрезмерно глубоко дышать и с усилием контролировать дыхание во время пения, не нужно. Чем глубже дыхание, тем большее участие в нем принимает грудная клетка", а высокое положение грудной клетки, как мы уже говорили, приводит к чрезмерно высокому положению гортани и, следовательно, к ненормальной резкости голоса. Глубокое дыхание также заставляет связки сжиматься, чтобы поддерживать направленный на них поток воздуха. Сет Риггс также пишет, что " если у певца нет склонности поднимать грудь и плечи, чтобы сделать неглубокий вдох, - нет необходимости сознательно напрягать эти мышцы (диафрагму) ... если вы попытаетесь напрямую контролировать свои мышцы во время пения, это дополнительное напряжение приведет только к чрезмерному напряжению связок". "Чем выше вы поете, - пишет Сет Риггс, - тем меньше воздуха вам нужно". Количество набранных в легкие воздуха зависит от задачи пения.
Дефект "горления" связан с дыханием таким образом, что , чем выше грудная клетка, - тем дыхание ближе к гортани, что и вызывает “горление". Поэтому наиболее вредным считается ключичное дыхание. Дыхание должно быть костно-брюшным. Несмотря на то, что для сопрано дышать грудной клеткой удобнее, и сопрано во время пения может поднять гортань. Вдох во время пения должен быть непроизвольным.
https://zen.me/N022axx1 "Фальшивый металл в голосе". Часть I. Определение проблемы.
https://zen.me/1H8aszx1 "Фальшивый металл в голосе". Часть II. История вопроса.
https://zen.me/G77BOxx1 "Фальшивый металл в голосе". Часть IV. "Опора" звука.