«Ну че ты читеришь?!», «Ну, блин!», «Так нечестно!», «Я тебя по айпи вычислю!», «Кину репорт на тебя!» — и еще тысяча подобных комментариев в онлайн-играх.
Читы в играх
Читеры появились еще до компьютеров — раньше их называли шулерами, а обманывали они в настольных играх. Читы значительно облегчали жизнь людям, хоть они и нарушали правила. А кому не понравится туз в рукаве? Единственным античитом тогда были лишь глаза и внимательность оппонента или судьи.
Сейчас суть читерства не изменилась — они также облегчают жизнь тем, кто их использует, но осложняет тем, кто играет против такого человека. Одно дело, если использовать читы, чтобы повеселиться или пройти этот дурацкий непроходимый уровень, играя с искусственным интеллектом. Многие до сих пор помнят наизусть читы из GTA: San Andreas, DOOM или The Sims. HESOYAM, PANZER, MOTHERLODE, IDDQD, TGM стали по-настоящему легендарными читами в компьютерных играх. А сколько страниц CheMax было прочитано в поисках нужного кода. Но все это вводит человек, а если читы будет использовать ИИ?
Игровой искусственный интеллект
Первые игры на приставках разрабатывались с расчетом на двух людей. А там, где противостояние проходило с компьютером, ИИ был развит слабо и просто следовал прописанным правилам, точному алгоритму.
Кстати, большая часть ретроигр считалась бесконечной, то есть пройти до конца было невозможно. Но в некоторых случаях можно было сломать игру. Например, в Pacman последним уровнем считается 255, после него игра ломается, и становится видно только одну половину экрана. Разработчики просто не предусмотрели, что кто-то сумеет пройти так далеко.
Со временем возникла потребность улучшить ИИ для более интересного времяпрепровождения. Начали с простых в реализации игр — шашки, шахматы и го (китайская стратегическая игра). Разработкой игрового искусственного интеллекта занималась компания DeepMind, которая создала машины, победившие чемпионов мира по шахматам и го. Последней крупной победой в настольных играх было противостояние компьютера с корейским чемпионом мира по го Ли Седолем в 2016 году.
Забавно, что никто вокруг, в том числе и Ли Седоль, не верил в победу ИИ, однако компьютер одержал верх в 4 матчах из 5. Нас скоро захватят...
Некоторые считают, что игра с таким мощным интеллектом не является честной, так как машины точны и не могут ошибиться. К тому же у них есть доступ к базам данных по игре, и в любой момент ИИ мог воспользоваться ей и считерить. Однако разработчики утверждают, что все было честно. Они специально удалили из памяти компьютера все игры Ли Седоля, запретили выход в интернет — ИИ мог полагаться только на свои алгоритмы и самообучающиеся нейронные сети. В конце концов, машина тоже ошиблась и проиграла один матч из пяти.
После победы ИИ над чемпионом мира по го DeepMind заключила контракт с Blizzard на разработку похожего интеллекта в Starcraft 2, назвав его AlphaStar. Сейчас этот ИИ введен в игру и уже давно обходит на соревнованиях сильнейших игроков мира. Может показаться, что играть против машины невозможно, ей что-то подкрутили, у нее есть некое преимущество, однако разработчики вновь уверяют общественность, что ИИ, наоборот, подрезали. Ему уменьшили скорость реакции и кликов, поле зрения, убрали дополнительные преимущества в виде ускоренной добычи ресурсов и постройки зданий, как это было, например, у ИИ в Warcraft 3 (а вы думали, они реально по 1 монетке добывают?).
В 2017 году разработчики из OpenAI выкатили бота, который смог победить в Dota 2 профессионального игрока Dendi. Просто посмотрите небольшой ролик с этой игрой — это потрясающий матч, который шел примерно 15 минут (достаточно быстрая расправа). Крайне интересно наблюдать за борьбой человека с компьютером. Бот даже отправил классическую фразу в начале игры — «Good luck, have fun». И он действительно повеселился.
Есть и другие успешные примеры хорошего ИИ в играх, но в меньших масштабах. Например, многие хорошо отзываются об интеллекте «рассказчика» из игры Rimworld. Он там хорош, так как разработчики сделали продукт менее требовательным к «железу» из-за простой графики, поэтому смогли влить больше ресурсов в создание сложного ИИ, подстраивающегося под действия игрока. Похожий интеллект существует в Left4Dead, где уровень сложности и количество противников на карте меняется в зависимости от умений игрока.
Как искусственный интеллект может читерить?
Сам по себе компьютер не может читерить. Разработчики на момент создания ИИ в игре добавляют некоторые преимущества компьютеру, чтобы игроку не было слишком просто и, соответственно, скучно. По факту такие меры действительно можно назвать читами.
Известные примеры читерного ИИ:
- В гоночных симуляторах скорость движения игрока специально уменьшается или увеличивается в зависимости от его удаленности от ботов. Это называется «эффектом резинки».
- Стратегии в реальном времени часто грешат тем, что боты имеют увеличенную скорость добычи ресурсов и постройки зданий, а также они могут видеть через «туман войны».
- В игре «Hitman: Absolution» боты могли определить с одного взгляда, что перед ними стоит Агент 47, даже если его ничто не выдавало.
- В разных частях серии «Total War» компьютерные фракции застраивали свои города, еще не открытые игроком, гораздо быстрее человека, а в морских сражениях на корабли противника не влияло направление ветра.
- В «Civilization» боты изначально знали, где появятся ресурсы поздней стадии игры.
- Во многих шутерах ИИ имеют феноменальную точность стрельбы. Вспомним хотя бы «Сталкер: Чистое небо», в котором гранаты всегда летели аккуратно под ноги игрока.
- Боты в «Minecraft» если увидят вас один раз, то больше никогда не потеряют и буду постоянно преследовать. Различные препятствия им не преграда.
Таких примеров еще очень много. Разработчики вынуждены так делать, чтобы хоть что-то противопоставить игроку. Задача компании сделать игру продаваемой, а использование такого мощного ИИ, как у DeepMind, требует слишком много ресурсов. Поэтому разработчики ищут баланс между стоимостью создания ИИ и его развитостью.
Читерный ИИ и смекалка игроков
С развитием игрового ПО некоторые читеры смекнули, что можно использовать ИИ в своих целях. Существует много ботов и программ, которые усиливают возможности игроков. На соревнованиях это считается жульничеством и читерством, соответственно, таких людей карают и банят.
Наиболее частые бусты (улучшения), которые предоставляют читерские программы:
- Автоприцеливание — либо наводит прицел на противника, улучшая точность стрельбы, либо пули получают самонаведение;
- Автострельба — оружие автоматически стреляет, когда прицел наведен на противника. В связке с автоприцеливанием устранять соперников легче, чем щелкать пальцами;
- Программы, показывающие местоположение оппонента — врагов можно видеть через стены или отключается «туман войны»;
- Стрельба через препятствия — можно убить врага через несколько бетонных стен;
- Программное обеспечение, которые увеличивают скорость клика — в основном касается стратегий в реальном времени;
- Прочие боты и программы, которые автоматизируют действия игрока, например, заказ новых юнитов, рутинные действия по добыче ресурсов, закупка нужными предметами и т.д.
Как уже было сказано, использование читерского ИИ запрещается во многих онлайн-играх, так как это нарушает баланс и, следовательно, наслаждение от игры. Многие компании просто навсегда банят таких людей, а некоторые отправляют их на серверы-«тюрьмы», где находятся только читеры. Китай пошел дальше всех и ввел уголовное наказание за разработку чит-кодов и читерского ПО.
Будущее игрового ИИ
Еще несколько лет назад никто не верил, что боты смогут выигрывать у мировых мастеров компьютерных и настольных игр. Немногие задумывались, что ИИ может творчески мыслить, обучаться и удивлять оппонентов. А уже сейчас все это возможно.
Игровой ИИ шагнул далеко вперед в своем развитии. Эти успехи натолкнули ученых и разработчиков на более глубокие исследования машинного обучения в других сферах, например, в медицине или космонавтике. Быть может, вместо людей исследовать космос будут самообучающиеся роботы. Это вам не «Матрица» или «Терминатор» — это уже реальность, где ИИ может принимать неожиданные и творческие решения.
Но пока что мы можем довольствоваться ИИ в играх, поэтому прямо сейчас пойду надевать корзины на головы персонажей в «TES V: Skyrim». Еще аккуратно намекнем, что на Спринтбокс можно установить собственный сервер игры, например, Minecraft, играть на нем и тестировать искусственный интеллект. Дерзайте!