Этой весной мы (Академия БИМ) запустили бесплатной онлайн курс по теме "Информационное моделирование зданий" на платформе Stepik.org В этом отчете некоторые итоги первой сессии и планы на будущие.
Преподаватели: Альберт Сумин, Максим Степанников, Сергей Швыдко
Подготовка материалов курса, запись видеолекций, интервью: Альберт Сумин, Максим Степанников, Сергей Швыдко
Поддержка со стороны Stepik: Анна Глотова, Наталья Феофанова
Дизайн: Надежда Киреева, Сергей Швыдко
Особая благодарность: Егору Глебову за подготовку урока по работе с IFC
Сначала, пожалуй, стоит сказать несколько слов об онлайн образовании в целом: этот формат безусловно становится все более привлекательным, особенно, если речь идет о приобретении технических навыков. Думаю, в будущем вполне вероятна ситуация, когда в классе будут отрабатываться способы применения полученных знаний, будут проходить дискуссии, воркшопы или экспериментальная работа, но базовые знания будут преподаваться в онлайн режиме. Почему это удобно? Есть банальные технические преимущества, когда студент может повторно посмотреть и послушать все то, что он не понял с первого раза или забыл спустя несколько дней после лекции. Есть и более серьезные аргументы: в онлайне лекции могут вести лучшие в стране или мире преподаватели, а оценка студентов за пройденный материал выставляется по факту усвоения темы, и здесь не может быть тройки, как это происходит в обычной ситуации, здесь либо ты можешь решить задание, либо нет. Вообще то, что современные школы и институты нацелены на выпуск троечников, а преподают там не редко люди с сомнительной компетенцией - это серьезная проблема, которая может быть хотя бы частично решена с помощью онлайн курсов.
В России и тем более в мире уже сейчас есть некоторое количество онлайн платформ, где свои курсы размещают лучшие университеты и преподаватели. Мы выбрали платформу Stepik, и этот выбор был совсем не случайным: на наш взгляд, в техническом плане - это одна из лучших платформ (имеет мобильное приложение, широкие возможности для создания разнообразных тестов и заданий, обрабатывает статистику курса по самым разным показателям...), к тому же с отличным интерфейсом и крутой командой. Политика Stepik такова, что там нет никакой рекламы, а курсы, размещенные там, должны быть открытыми, и это тоже согласовывалось с нашими целями. Важной или даже основной частью нашего курса было изучение программы Autodesk Revit, и здесь мы должны сказать спасибо компании Autodesk за то, что есть возможность для студентов и преподавателей бесплатно использовать любые их программные продукты, без этого курс едва ли был бы возможен.
Итак о нашем курсе: на текущий момент на него записалось 4437 человек, из них 792 человека получили сертификаты о прохождении курса, то есть набрали достаточное количество баллов по заданиям. Надо отметить, что баллы за задания зачислялись лишь до дедлайнов, которые уже прошли, и люди, записывающиеся сейчас или записавшиеся намного позже старта курса в феврале 2017 года уже не имели возможности получить сертификат. Но даже если считать процент успешно завершивших курс студентов от числа всех записавшихся, то мы получим 17.8%, что значительно превышает стандартные для онлайн курсов 10%. Когда мы готовили курс, то совсем не ожидали подобных цифр, думая, что запишутся к нам примерно 300 - 500 человек, 10% из которых смогут завершить обучение, но так получилось, что о курсе написали наиболее популярные российские архитектурные сайты archspeech и archi.ru, BIM блогеры, Дмитрий Чубрик и Саша Зуев, ну и мы постарались распространить информацию в соц. сетях и опубликовали статью на isicad.ru. Вся эта рекламная компания обошлась нам в 0 рублей, так как о нас писали либо по собственной инициативе, либо мы сами, то есть сотрудники Академии БИМ.
К запуску курса мы готовились более полугода, необходимо было определить структуру курса, придумать тестовые задания, записать видеолекции и интервью, подготовить графический материал и всё это без опыта участия в подобных проектах, и если охарактеризовать этот период одним словом, то это был ад: работа месяцами без выходных по 12 и более часов в сутки, иногда даже приходилось ночевать в офисе. В общем мы явно недооценили объем работы на старте, но в итоге нам удалось реализовать почти всё задуманное. Я уже говорил, что мы сделали курс бесплатным (таковым он был первые три года существования), но если примитивным образом посчитать наши временные затраты и умножить их на стоимость нашего часа, то окажется, что курс обошелся нам в несколько миллионов рублей, и это вполне реальные цифры.
Если говорить о структуре курса , то он делится на 9 частей - модулей. Внутри каждого модуля есть лекции и проверочные задания, за которые начисляются баллы, в случае если задание выполнено до дедлайна.
Первый модуль начинается с вводных лекций об информационном моделировании и об истории технологий в проектировании зданий. Все оставшиеся модули посвящены изучению программы Autodesk Revit, и начинаем мы это изучение с одной из самых сложных тем - с семейств. Решение начинать с такой сложной темы было спорным, но это был, пожалуй, единственный вариант, при котором мы могли сделать не просто базовый курс, не позволяющий разобраться в тонкостях программы, а записать по-настоящему глубокий материал, освоив который, пользователь сможет уверено работать в Revit (Отступление для тех, кто плохо знаком с программой Revit: в Revit все объекты: стены, окна, колонны, виды, листы, оси, размерные стили... - являются семействами, если вы не умеете работать с параметрами семейств или создавать собственные пользовательские семейства, то вы можете работать с программой лишь на базовом уровне, например, вы сможете нарисовать ось, но не сможете создать свой собственный заголовок оси, отличающийся от стандартного (если вам нужно обозначение оси в ромбе, а не внутри окружности, например)). То есть курс, хоть и создан для новичков, но он не простой, в нем рассматриваются сложные темы, в том числе, визуальное программирование в Dynamo. И в этом смысле курс оказался интересным не только для тех, кто не знал Revit, что стало ясно по отзывам студентов.
Примеры выполненных студентами итоговых заданий, начиная с 15:50, посмотрите, не пожалеете
Несколько слов о заданиях курса. У нас было итоговое задание: нужно было придумать и создать адаптивное семейство. Результаты нас весьма удивили, сами работы можно посмотреть в видеоролике, расположенном выше этого текста, начиная с 15:50. Один из студентов, Руслан Хабипов, даже создал адаптивные портреты преподавателей курса - совершенно уникальное по сложности семейство, при этом у Руслана не было опыта работы в Revit до начала курса.
В теле курса также было большое количество заданий, в том числе уникальные задания-шифры, в которых задача четко не формулировалась, и студенты должны были самостоятельно разгадать шифр в предоставленном файле проекта Revit. Целью таких заданий было сподвигнуть студентов к самостоятельному изучению интерфейса программы, и именно эти задания вызвали наиболее неоднозначную реакцию, кто-то отзывался о них резко негативно, кто-то был в полном восторге. Но цель свою эти задания, полагаю, выполнили, и положительных отзывов всё же было больше.
К слову об отзывах, их вы можете прочитать на странице курса по этой ссылке. Эти отзывы никак не модерируются, в этом смысле преподаватели на Stepik являются такими же пользователями платформы, как и студенты и никак не могут администрировать подобные страницы, поэтому написанному вы можете верить на все 100%, лишь с той поправкой, что отзыв имеет право оставить тот, кто прошел 80% курса. Но конечно, нельзя создать продукт, который понравится всем, и свою порцию критики в комментариях в теле курса мы получили, для кого-то задания оказались слишком сложными, для кого-то слишком простыми, в некоторых видео у нас были проблемы со звуком, и это тоже не осталось незамеченным, ну и конечно не обошлось без граммар-наци. В тоже время мы благодарны студентам, которые в корректной форме обращали внимание на ошибки в курсе и помогали их исправлять. И хотя любая критика воспринимается преподавателем крайне тяжело, учитывая количество затраченных сил, но всё-таки позитива было несоизмеримо больше.
Помимо статистики, которую давала нам платформа stepik, мы также собирали данные через google forms, и эти опросы были добровольными, поэтому мы не имеем всей картины, но выборка все же достаточно репрезентативна. Нас сильно удивила география участников, курс был на русском языке и информацию о нем мы распространяли только в российском сегменте интернета, тем не менее у нас были студенты из Европы, Америки и даже таких экзотических стран, как Монголия, Мексика или Сейшельские о-ва. Ну а в тройке лидеров по числу участников оказались Россия, Украина, Беларусь, четвертое место принадлежит Казахстану, где сейчас появился большой интерес к теме информационного моделирования.
Интересна также статистика участников по городам, тут вне конкуренции были Москва и Санкт-Петербург, третье место у Екатеринбурга, затем Киев, Новосибирск, Ростов-на-Дону. Здесь нужно отметить, что если бы мы считали Московскую область суммарно, а не по отдельным городам, то этот регион занял бы третье место, но в целом, если говорить о России, то наиболее развитые города проявили наибольшую активность, так что здесь статистика, пожалуй, вполне закономерная.
Распределение по возрасту участников было также весьма красноречивым, на графике видно, что после отметки в 31 год идет резкое падение числа участников, и хотя у нас учились люди, кому было за 60 (самому старшему участнику было 65, самому младшему 15), наиболее популярным курс оказался у 27 летних студентов - это медиана по возрасту. Тут мы подходим к еще одной проблеме современного образования: люди среднего и старшего поколения просто не готовы учиться в большинстве своем - думаю, это изменится в ближайшем будущем, образование будет непрерывным процессом в течение всей жизни.
Мы также провели опрос среди студентов об их цифровых навыках перед началом курса, если говорить о BIM программах, то самыми популярными оказались Archicad и Revit.
Собрали также статистику о программах, которые студенты хотели бы изучить в будущем.
Также нам было интересно сравнить наш курс с другими и оказалось, что большинство студентов сказали, что наш курс лучше. Здесь надо отметить, что варианты "не могу сказать с уверенностью" и "другое" (в этом варианте можно было дать развернутый ответ), выбирали многие студенты, которым не с чем сравнивать, то есть наш курс был для них первым. Мы также собрали информацию о том, на каких именно курсах и у каких преподавателей учились студенты до нас, эту статистику я не покажу, так как там много известных в наших кругах людей, и было приятно, что наш курс студенты оценили выше. Статистику нам подпортил только Дима Чубрик, студенты которого неизменно выбирали вариант "не могу сказать с уверенностью", но Дима действительно крутой преподаватель с большим опытом, и просто так у него не выиграешь, будем записывать более лучшую версию курса, чтобы всё-таки сделать это). Ну и никто не сказал, что наш курс был хуже других, что тоже приятно.
Если говорить о дальнейших планах, то мы намерены перезапустить курс в конце сентября 2017 года. Конкретных планов про курсы на другие тему у нас пока нет, хотя, не скрою, мы обсуждаем подобную возможность внутри компании.