Медивиальные новости! Все слышали о Босхе. Сумасшедший художник не так ли? Что происходило в его голове?
Наверное, самое знаменитое и загадочное его произведение — это “Сад земных наслаждений”. Сегодня я прочитал статью о том, что некая Амелия Хэмрик из Оклахомы расшифровала ноты, нарисованные на заднице с картины Иеронима Босха. Расскажу про картину, а потом прикреплю ссылку на мелодию.
Годы жизни Босха выпали на 1450-1516гг. Весьма интересное время для Европы. Кризис веры, чума и ожидание апокалипсиса. Картины Босха были дорогие и современники любили их. Время шло и мнение о художнике менялось. Прошло несколько веков и люди постепенно разучились понимать его символы. Отсюда и пошли разговоры, что он был еретиком. Им конечно же он не был. Даже состоял в братстве Богородицы. В Средние века вообще культ Девы Марии был широко распространен по Европе, из него и растут корни куртуазной европейской культуры. Но это я отошел от темы.
“Сад…” является триптихом, где события разворачиваются последовательно слева направо. На внешних створках изображен третий день творения. Но есть и другая версия – потоп. В верхнем левом углу изображен Бог.
Створки алтаря открываются и на зрителя потоком обрушиваются целая уйма символов и метафор. Есть мнение, что ключ к понимаю этих знаков лежит в алхимии. На левой створке Бог очень похожий на Иисуса (наверное, потому троица и все дела) знакомит Адама с Евой. Девушка явно смущается, хотя яблоко еще не съела. В центре рая находятся неведомая штука – фонтан. Почему неведомая? Фонтаном он называется в том переводе Библии, который читал Босх, в других переводах он может называться паром, потоком и т.д. Обратите внимание, что в Раю не так уж и хорошо. Какие-то страшные создания его населяют, они убивают друг друга, а в озере существо похожее на смесь акулы и утконоса читает книгу. Покоя там не было уже до свершения первородного греха. Так Босх говорит нам, что не существует идеального мира. И вот Адам и Ева дали жизнь человеческому роду, и мы переносим взгляд на центральную часть алтаря.
На центральной створке изображена жизнь людей. Босх вдохновлялся книгами видений псевдопророков. Он переворачивает смыслы наизнанку, высмеивает демонов и пороки, изображает людей такими какие они есть внутри. Люди на центральной части едят ягоды. Ягоды не приносят насыщения, а значит они символ пустых земных наслаждений. В средние века тело было лишено сексуальности. Обнаженных изображали чтобы показать человека как он есть, в небесный Иерусалим земные богатства не пронести, да и не нужны они там.
На правой створке изображен Ад и расплата за содеянное. Ну помните, что творилось на центральной части? Вот пришло время отвечать за поступки.
Вверху горят костры, город полыхает. В центре изображена таверна, которая находится в теле самого художника. Да, есть мнение, что это автопортрет и Босх мог страдать от алкоголизма. У кабака есть ноги и стоит он на лодках, что намекает нам на походку пьяного человека. Внутри человек сидит на жабе. Считалось, что дьявол вручает колдунам жабу, как метку. На голове у Босха тарелка и по ней вокруг волынки танцуют колдуны и бесы. Волынка не случайна. Внизу люди вообще распяты на музыкальных инструментах. Они привязаны к ним потому, что изначально музыка была хоральная, а на инструментах играли в этих самых тавернах для развлечения, а значит они от лукавого. Вот музыканты и мучаются в Аду.
И вот подходим к расшифрованным Амелией Хэмрик нотам. Слева человека придавило лютней и из-под нее торчат только конечности. На заднице написаны ноты. Их и расшифровала Хэмрик и назвала “Buttsong”.
Вот еще пример этой мелодии, но уже с творческим додумыванием.