я использую V-Ray, но создавать панорамы способом описанным ниже можно с помощью любого рендера. предположим, что у нас уже есть собранная сцена с настроенными материалами и светом (в моем случае это vray sun + sky + порталы в окнах и дополнительный искусственный свет от лампочек).
для начала создадим стандартную камеру (v-ray camera не поддерживается максовским инструментом для создания панорам) и поставим ее в центр комнаты так, чтобы направление взгляда было перпендикулярно одной из стен, а высота была равной высоте человеческого роста. такая постановка оптимальна для минимизации перспективных искажений, но надо отметить, что искажения будут в любом случае, причем тем большими, чем сильнее вытянута комната. настройки камеры я оставил по умолчанию.
далее переходим в меню Rendering => Panorama exporter... после чего боковая панель автоматически переключится во вкладку utilities, а внизу боковой панели раскроется свиток Panorama exporter. там будет всего две кнопки: Render и Viewer.
нас интересует кнопка Render... ее и жмем. откроется окно практически аналогичное привычному окну Render Setup. главное отличие этого окна в том, что нет вкладок и все свитки находятся друг под другом, а вместо свитка Common Parameters нам предлагают свиток Interactive Panorama Exporter Common Parameters, что почти тоже самое. остальные настройки рендера автоматически переносятся из Render Setup, так что дополнительно настраивать ничего не придется, хотя такая возможность есть. также внизу этого окна, под надписью viewport, вы можете выбрать камеру (если к примеру у вас сцена, из которой будут создаваться несколько панорам), если стандартная камера в сцене одна, то она автоматически там появится, если же в сцене нет стандартных камер, то вы не сможете отрендерить панораму.
собственно уже можно жать кнопку render, но есть пара нюансов. во-первых, нужно выбрать разрешение. надо сказать, что ваша панорама - это, по сути, шесть квадратных картинок (четыре стороны, потолок и пол комнаты) собранных например в сферу, поэтому если вы выберете разрешение 512x256 как на рисунке сверху, то на самом деле вы не получите панораму собранную из прямоугольников (это в принципе не возможно), а разрешение каждого квадрата будет вдвое меньше минимального размера выставленного в output size, в данном случае 128x128. так что будьте внимательны.
для создания панорамы детской комнаты я использовал следующие настройки рендера:
разрешение - 8000x4000 (то есть рендерилось 6 кадров, разрешение каждого 2000x2000), связка brute force (40 subdivs) + light cache (3000 subdivs). на моем компьютере (Q9550 2.83 Ghz, 4Gb оперативной памяти) рендер длился достаточно долго, так что если ваша машина слабее, то настройки надо снижать, например использовать irradiance map вместо brute force.
итак жмем на кнопку render (перед финальным рендером не забудьте сделать тестовый с самыми минимальными настройками и в низком разрешении) и ждем N-ое количество часов (или дней). после завершения рендера автоматически появится окно panorama exporter viewer с уже собранной панорамой, где можно будет ее покрутить. но, к сожалению, это еще не финал.
с помощью меню file этого окна мы можем сохранить нашу панораму тремя разными способами, как цилиндр, как сферу и как QuickTimeVR, с последним форматом у windows (если только это не windows xp x86) возникают проблемы совместимости, а жаль, ведь так бы мы сразу получали готовую панораму. поэтому экспортируем ее в сферу в формате, ну например, bmp. фактически мы получили простое растровое изображение и можем делать с ним все, что захотим, так что открываем photoshop и осветляем картинку, добавляем контраст, убираем артефакты (часто видно границы лоскутов) и т. д.
после всех этих манипуляций сохраняем изображение и переходим к процессу сборки панорамы. для этого нам понадобится программа Pano2QTVR или другая аналогичная. мне удобно работать именно в этой. открываем ее, жмем файл => новый проект, и сразу сохраняем его в какую-нибудь папку.
затем переходим во вкладку project (она должна открыться сама), выбираем тип панорамы - равноугольная, затем открываем наше изображение (пункт 3 на рисунке), задаем путь сохранения для будущего swf файла, выбираем формат flash вместо quicktime (у вас должен быть установлен adobe flash player, но думаю он есть у всех, если нет, то его можно скачать с официального сайта adobe), и жмем create, после чего панорама автоматически создастся, сохранится и откроется (если вы не сняли соответствующую галку рядом с кнопкой create). вот и все. добавлю только, что остальные вкладки в программе Pano2QTVR, тоже сделаны не зря, и здесь еще много возможностей.
дополнение к уроку: если у вас вдруг при рендере панорамы получается черный экран, отключите v-ray frame buffer.