Алика Смехова, отличная актриса, талантливая певица и красивая женщина, появилась на свет в Москве в 1968-м году. Ее отцом является еще более знаменитый актер Вениамин Смехов, а мама трудилась редактором на радио. Несмотря на то, что этот человек считает себя русским артистом, по национальности он еврей. Да и его первая жена, мама Алики, также относилась к этому народу, хотя и наполовину.
Несмотря на то, что их известная фамилия не режет слух антисемитам, славянская она только по внешней форме. Существуют два варианта ее происхождения. Смихой на иврите назывался диплом, который выдавали выпускникам религиозных иудейских школ. Либо же такое родовое имя идет от древнего слова «самеах», которое переводится, как «радостный» или «веселый».
Так или иначе, наши сегодняшние герои по праву относятся к детям Сиона, хотя они и очень обрусевшие.
А причина этого была вот в чем. В Российской империи для этого народа была установлена черта оседлости. Евреи были вынуждены жить в строго определенных местах. И даже если им разрешалось посещать соседний город, ночевать приходилось возвращаться домой. Это приводило к формированию устойчивых и очень сплоченных общин, которые были не похожи на соседей, часто не знали их язык и не желали ассимилироваться.
В это время евреи говорили на идиш – жгучей смеси немецкого и иврита, который они подцепили в Германии в средние века. Но когда произошла революция, черта оседлости была отменена. Люди, которые жили очень скученно, а потому бедно, устремились в русские и украинские города. Советская власть предоставила им все права и создала систему образования. Поэтому те евреи, что родились после 1917-о года, уже не знали замкнутой жизни еврейских местечек и чаще всего, не знали языка.
Но родители Вениамина Смехова были из тех общин, где высокое знание идиша сохранилось. Его мама была из образованной одесской семьи – т.е., из города, где еврейская культура даже оказывала влияние на русскую. А отец был из очень верующих евреев Гомеля и в детстве посещал иудейскую религиозную школу хедер. Поэтому, когда папа пришел знакомиться с семьей мамы, те решили обсудить все его недостатки за глаза и для этих целей использовали идиш. Но Борис Моисеевич, так звали этого человека, родной язык прекрасно знал, и громко им ответил, что не надо вот этого самого.
Самому Вениамину Смехову, выросшему в русской среде, от своих отцов и дедов осталась лишь иудейская вера и жалкие крохи знания языка. Но его не менее знаменитая дочка Алика в детстве нередко слышала, как старшие родственники часто шептались на странной смеси иврита, славянского и немецкого – так неподготовленный человек воспринимает язык идиш. Ни ее отец, ни она сама, говорить на нем уже не умели.
Отчасти это было связано с тем, что в советское время евреи были вынуждены «шифроваться». До основания Израиля это был обычный народ. Но когда молодое государство не стало во всем беспрекословно слушаться СССР, товарищ Сталин решил пропесочить еврейскую интеллигенцию. С тех времен в стране советов вновь возродился антисемитизм.
По этой причине на три четверти еврейскую Алику при рождении записали, как «русскую». В будущем она даже крестилась, и вышла за одного из своих мужей по традиционному православному обряду. Но это не мешает ей считать себя еврейкой, посещать Израиль и любить свой народ.