Два дня. Кажется, что это очень мало, но если всё сделать правильно, то к концу небольшого путешествия будет приятная усталость и чувство, что прошло пару недель. А как сделать всё правильно? В моем случае достаточно просто свернуть с асфальта, и порция эмоций и острых ощущений гарантирована. Хотя на Кавказе и с асфальтом красиво. Но самые дикие и неизведанные места там, куда доезжают внедорожники или лошади. И в этот раз компанию мне составляет обновленный Haval H9. А ещё - группа журналистов и блогеров, но они останутся за кадром :)
Отправляемся в путешествие!
Кисловодск, пожалуй, стоит отдельного рассказа. Если в двух словах, то мне он представился в виде идеального курорта, куда хочется вернуться. Просто чтобы погулять по улочкам и паркам, попить нарзанной воды, сходить в спа и подышать густым и тягучим воздухом.
Но в этот раз нам надо в горы. По узким улочкам выезжаем из Кисловодска, и с каждым километром пути пейзажи за окном становятся всё более впечатляющими и захватывающими. Серпантин асфальтовой дороги постепенно поднимается всё выше и выше, и вот уже за очередным поворотом в первый раз показывается Эльбрус.
Ещё пара поворотов, и мы на 150 километров прощаемся с асфальтом. Дальше путь лежит по альпийским лугам. Всё ближе и ближе к самой высокой вершине Европы.
Дорога - грунтовка разной степени разбитости. В дождливую погоду тут, наверное, очень весело. Но нам повезло (или нет), поэтому единственной сложностью стало не упасть в глубокую колею и не пропустить ямы, глазея по сторонам. Но 20 см дорожного просвета Haval H9 легко справляются с этой задачей.
Несколько потенциально засадных мест проезжаем без проблем. Порадовавшись, что можно выскочить из-за руля и сделать интересные фотографии с автомобилем, зависшим над трещиной.
Откуда вообще дороги в этих местах? В данном случае, всё ради Бечансынского сырного завода. В советское время тут было процветающее производство, и экологически чистые сыры от довольных "альпийских" коров поставляли верхушке партии. И для местных урвать себе головку этого сыра было очень большим везением. Поэтому сюда есть дорога и электрические столбы. Только завода (и посёлка вокруг) уже нет. Есть только заброшенные строения и новые владельцы, которые планируют тут всё восстановить.
Именно их машины на фотографии и именно они рассказали немного про историю завода. Постепенно природа меняется, и луга сменяются лесом. А значит, от самой высокой точки нашего путешествия плато Бечансын (2360 метров) мы спускаемся ниже. И дорожка становится интереснее.
Задача - ползти вниз по серпантину, стараясь объезжать валуны и ямы. С задачей "не перегреть тормоза и ползти вниз" отлично справилась понижайка и система Offroad Cruise Control. Тыкнуть пару кнопок на приборной панели, и автомобиль отлично сам сползёт вниз со скоростью 5км/ч, притормаживая двигателем. Остаётся лишь крутить рулем и следить за камнями. Кайф.
И не забыть остановиться, чтобы сфотографировать окрестную красоту.
Альпийские луга, окруженные со всех сторон горами, - отличное место для привала и обеда. И чтобы погонять коров.
Передохнули? Продолжаем движение. Ещё немного вниз по шикарным и глубоким колеям.
А там внизу, за очередным поворотом, нас встречает река Худес и её ущелье, деревянный мостик и каменные Царские Ворота, которые ещё называют Волчьими.
И последняя остановка первого дня путешествия - самый высокий перевал России среди тех, куда проложены автомобильные дороги, - Гумбаши (2187 метров над уровнем моря).
На следующий день история повторяется. С той лишь разницей, что наша весёлая группа решила разделиться, и в результате этого "деления" мы остались с инструктором вдвоем. Так и катались двумя машинами. Да ещё и нашли тропы, предусмотренные организаторами тест-драйва. Идеально.
Например, заехали на плато Бермамыт.
И спустились по нему по какому-то безумно узкому и крутому серпантину. В одном повороте было прям очень волнительно, потому что дорогу не видно, и ты понимаешь, что её ширины хватит только-только на один автомобиль. А ограждения нет. Короче, мне понравилось. Но фото этого места нет. Есть только видео.
После впечатляющего спуска движемся вдоль речки Бермамыт, которая чуть дальше превращается в Хасаут. Несколько полузаброшенных деревень, небольшое ралли по хорошо укатанной грунтовке, и мы возвращаемся на асфальт.
Пришло время двигаться в сторону аэропорта и возвращаться реальность.
Теперь про автомобиль.
Внешне Haval H9 2021-го модельного года практически не изменился. Это связано с оптимизацией производства. Ведь чтобы выпустить фары новой формы (как пример), придётся перенастроить сборочную линию, а это в современных реалиях слишком дорого. Но улучшить автомобиль можно. Особенно внутри.
В первую очередь была изменена работа двигателя. Количество лошадей уменьшилось с 245 до 216, чтобы соответствовать стандарту Euro 6, а вот крутящий момент увеличился с 350 Нм до 380 Нм, и на бездорожье это будет только плюсом. И лить можно 92-ой бензин, который найдётся в любом "селе".
Понятно, что за два дня и 450 км очень сложно составить впечатление об автомобиле. Но я попробую. Коротенько, в виде тезисов и списка, чтобы вы понимали, в какой прекрасной компании я каталась по горам.
Сначала про плюсы:
- Очень понравился новый кожаный салон. Особенно в коричневом цвете. Выглядит шикарно, на ощупь тоже неплохо.
- Мультимедийная система и дисплей тоже на высоте. Есть Bluetooth, Apple Car Play, удобная и четкая камера заднего вида.
- По бездорожью едет вполне уверенно. Мест, где пришлось бы сомневаться в проходимости автомобиля, не было. Хотя горные тропы были не самые простые. У меня не было возможности проверить проходимость машины в болоте и грязи, но ребята, которые делали такие тесты, сказали, что H9 в таких ситуациях показывает себя очень достойно.
- Очень классно работает система помощи при спуске и круиз-контроль на бездорожье (Cruise Control Off-road). Нажимаешь на кнопку, задаешь необходимую скорость, и автомобиль сам сползает с горы, притормаживая двигателем. Шикарно.
- Есть система помощи при развороте на бездорожье Tank Turn уменьшает радиус разворота на один метр.
- Вообще, количество всяких электронных помощников меня очень впечатлило: тут и система, предупреждающая о наезде сзади, и мониторы слепых зон, и распознавание знаков ограничения скорости, и система удержания полосы движения. Короче, ещё чуть-чуть, и водитель сможет спать. Ну или созерцать окрестные пейзажи.
- Передняя и задняя блокировки в наличии, есть понижающая передача - всё как положено у внедорожников.
Теперь про минусы. Лишь с небольшой оговоркой, что всё субъективно.
- Меня немного смутило то, что очень многие вещи завязаны на электронные кнопки. Например, массаж и подогрев сидений включаются только через бортовой компьютер. Для меня, привыкшей к внедорожникам 10-летней давности, это всё очень непривычно и немного пугающе.
- Очень лёгкий (для меня) руль. Тут тоже, скорее, вопрос привычки. Тем более, что отклик на нём есть. Автомобиль чувствуется довольно хорошо. Но то, что рулить внедорожником можно буквально одним пальцем, поначалу меня сильно удивило.
- Коробка передач мне показалась немного задумчивой. Особенно когда надо тронуться с места. Возможно, тут дело в настройках (говорят, это тоже можно сделать через бортовой компьютер, но я не смогла найти, а времени выяснять не было), но при попытке тронуться с места иногда происходит секундная задержка между тем, как нажимаешь на педаль газа, и тем, когда автомобиль реально начинает двигаться. Короче, у меня вышло так, что Haval H9 не для резких маневров. Но при езде вне города это совсем не заметно. Только вот не знаю, проблема тут в коробке передач или просто в том, что автомобиль тяжелый, и двигатель не сразу может сдвинуть его с места. Напомню, что это всё пишет человек, который обычно ездит на автомобиле с объёмом двигателя в 4 литра. А в Haval H9 "всего" 2 литра.
Что в сухом остатке? Если вы фанат новых автомобилей (а в них есть свой шарм, ни с чем не сравнимый запах, например), то в сравнении с конкурентами Haval H9 будет выигрывать не только по набору опций, но и по цене. При этом на нем смело можно отправляться в пампасы: дорожного просвета хватает почти для любых экспериментов, электронные помощники если что выручат.
Пожалуй, новых рамных внедорожников с двумя блокировками, 7-местным кожаным салоном и способных реально ездить по бездорожью за 3 млн рублей больше не найти. В салоне - шикарно. Все признаки статусности вроде мультимедиа-системы, климат-контроля, массажа, обдува и обогрева сидений есть, всё, что можно придумать для помощи водителю, тоже. Ну а двигатель и коробка? Несмотря на некоторую неторопливость при трогании с места, тут тоже есть свои плюсы. Например, расход получается около 13 литров на сотню при смешанном цикле ("трасса-бездорожье"), можно лить 92-ой бензин, который есть на заправках в любой "деревне".