Найти тему
Oleg Kaczmarski

Uriah Heep 2008 Wake The Sleeper

Учитывая, что после Sonic Origami новый альбом вышел через 10 лет, отметим, прежде всего, что он весьма соответствует своему названию – «Разбудить спящего», или просто «Проснись!»

Об этом и заглавный трэк – ураганный металлический драйв, напоминающий Look at Yourself либо начало Abominog. И первая мысль. Да, Хип остаётся Хипом, но в новом времени, новых реалиях, новом контексте.

В отличие от 70-х, 80-х и даже 90-х в новом веке рок развился во множество смежных и взаимо-перетекаемых субпространств. Это уже не единая сущностная система, а множество параллельных, перпендикулярных, родственных или антагонистичных подсистем.

И дальнейший путь любого выжившего рок-динозавра в нулевых, затем в десятых годах нового столетия, это жизнь в новых условиях, новой среде. Отличие определяется и возрастом, и теми энергиями, которые продуцируют как музыканты, так и слушатели-поклонники.

И потому, слушая рок-динозавров в новом временном эоне, нужно одномоментно и помнить, и забыть. Это как в «Отель Калифорния»: кто-то танцует чтобы вспомнить, кто-то танцует чтобы забыть. Нужно забыть всё что они делали раньше, но с другой стороны помнить с кем мы имеем дело.

70-е – это чистота энергий – потому что это музыка исключительно молодых (тем более, 60-е). С каждым новым эоном в процесс включается новое поколение, но в то же время в нём остаются и предыдущие, постепенно стареющие. Всё это перемешивается – ни о какой чистоте уже не может быть и речи. Вот почему рок 70-х навсегда остаётся эталонным – из-за чистоты.

Потому новая задача (и не только для динозавра) – просто выжить. А это значит – не заблудиться, не потеряться.

В этой связи что представляет собой первый Хип нового столетия? Несмотря на тяжелое звучание это вовсе не металл. Хип в это пространство никоим образом не заходит (из старых хард-рокеров это парафия Саббат, Элис Купера, Оззи и Дио). Металл – там своя песня, и каждое направление – своя субкультура – тут тебе и вполне сладкозвучный коммерческий пауэр, и зверский брутал-дез, депрессивный готик-дум, инфернально-сатанинский блэк.

Зато напрашивается сопоставление с новым хард-роком на старой закваске. В новой временной эпохе появилось множество групп, играющих старое по-новому. Например, Three Seasons из Швеции: Life’s Road (2011), Unserstand the World (2012). Здесь интересный эффект – как будто это современные DP, но никакого ощущения о подражании и вторичности не возникает.

Или же выходцы из дэзухи Spiritual Beggars с альбомом Return to Zero (2010), в качестве бонуса включающем кавер из Хип.

А так как у хипов всегда было «прогрессивное» звучание, которое они полностью восстановили на двух предыдущих альбомах, стоит вспомнить и прог-роковое окружение нового времени. Pendragon, Galahad, Glass Hammer, Psychedelic Ensemble, Carptree, Beardfish…

Вот в таком контексте и нужно искать местоположение современных Хип. Что же такое их первый в новом тысячелетии альбом?

Под стать ураганному началу основополагающий рифф, положенный в основание второй вещи – «Overload» — хотя накладка на него гораздо легче – тяжесть уходит вглубь. Завершает первую триаду «Tears of the World» — энергичный боевик, сколоченный по рецепту – ритмика плюс мелодика – Лёгкой жизни (изи ливин).

Итак, первые три вещи – это однозначно Хип – в самом классическом его проявлении – их звук, их энергетика. Уже не тот полудохлый, который мы наблюдали в конце 80-х – начале 90-х, и не возрождающийся Феникс конца 90-х, а просто уверенный, жизнестойкий.

Что же до второй песенной триады – «Light of a Thousand Stars», «Heaven’s Rain», «Book of Lies» – тут уже дело вкуса. Этот промежуток для меня всегда как бы провисал – вероятно, из-за его мажорной тональности. Но после того как усвоил Моцарта – мажор зазвучал для меня по-новому. И теперь уже не осмелюсь сказать, что это неудачные вещи.

Зато с полной уверенностью скажу о следующей: ключевая, переломная тема альбома и всего Хип нового тысячелетия, новый отсчёт, путь в запределье.

«What Kind of God» – «Что значит Бог?» – по мотивам книги Ди Брауна «Схороните моё сердце у Вундед-Ни». Ещё в 1973 году немецкая группа Gila выдала замечательную пластинку в стилистике фолк-рок с тем же названием «Bury My Heart at Wounded Knee».

Удалась она и у хипов – тревожное настроение в основе, взгляд на произошедшее:

«Я мчался на родину, И память неслась Над бескрайней долиною, И сердце народной Войны полыхало, И братья мои с сыновьями Утратили всё во имя цивилизации.

Пустая луна мой отъезд наблюдала, Я горд был и полон надежд, И горы твердили мне о мечте моей давней.

Так свершилось вторжение Из дальних краёв в новый мир Да с оружьем и новым законом. Они дали нам религию, И отняли наши права, И бросили жить за их новым забором.

Четыре ветра открыли видение: Детский смех и отсутствует страх… Земля всё расскажет, а люди услышат.

Но вчера моя жизнь померкла, И смерть оказалась близка, Десять к северу миль, На гнедом скакуне на закате дня, Я встретил в пути солдат, Сто или более в ряд, Убивающих землю, Я сказал им: постойте! Что значит Бог для вас?

Снова сражаться! И пусть они сеют страх – Страна будет жить. В густых облаках Я стою у реки, И вдыхаю воздух свободы С чёрных холмов, Духов своих призывая…» (перевод Константина Николаева)

Драматизм здесь зашкаливает, причём в скрытом латентном виде, пока Мик Бокс своим финальным гитарным соло не переводит настроение из потенции в кинетику. И от него просто мурашки по коже.

Наконец, заключительные 4 вещи – «Ghost of the Ocean», «Angels Walk with You», «Shadow», «War Child» – это уровень самых лучших времён группы. В этих песнях есть ВСЁ, беспредельный вечный кайф. Именно с таким же кайфом слушал я когда-то альбомы Uriah Heep акме-периода…