Национальный проект "Туризм и гостеприимство" даёт мощный шанс маршрутному туризму в Ленобласти
Кажется, есть все основания полагать, что следующим по популярности национальным проектом в России - после благоустройства - может стать «Туризм и гостеприимство».
Во всяком случае, вынужденное коронавирусом ограничение путешествий по дальним и не очень странам открыло невероятное богатство неиспользуемого пока потенциала для внутреннего туризма.
Теперь точками притяжения могут и должны стать не только всемирно известные объекты или уже популярный событийный туризм, но и маршруты по почти забытым следам отшумевших эпох, сохранившихся в местах, пока далёких от проторенных туристических троп.
Как считают эксперты, одним из неожиданных открытий на этом направлении становится притяжение восстановленных усадеб – и даже их руин.
Точки притяжения
В Ленинградской области ещё в ноябре 2020 года была вновь поднята тема сохранения и возрождения усадеб Ленинградской области. Даже была организована специальная конференция на эту тему - с акцентом на добровольческие инициативы.
Участники конференции говорили о том, что живописные усадьбы Ленинградской области связаны с жизнью и судьбами известных людей. Что усадебные комплексы, сохранившиеся и увы, разрушенные, - это шедевры таких зодчих как Растрелли, Старов, Львов, Штакеншнейдер, Боссе, Менелас…
Но, главное, речь шла о том, что сохранение и - где это возможно – восстановление усадеб в Ленобласти не терпит отлагательств. При этом одного единственного решения эта задача не имеет. Потому что где-то сейчас можно уже только законсервировать оставшиеся руины – и сделать их точками туристических маршрутов.
А где-то, если сохранились чертежи, рисунки, другие документы, - попробовать восстановить усадьбы. Только здесь уже нужны инвесторы.
Инвесторы-меценаты
Интересную точку зрения высказал Online47 Анатолий Секерин - учредитель издательства «Ломоносов», руководитель проекта «Альбом Эрика Пальмквиста» и эксперт историко-культурного проекта, который реализовывается сейчас в трех регионах - Новгородской, Псковской и Ленинградской областях - «Путешествие по России: в глубь России, в глубь веков».
«Я погружён в работу с литературными музеями. И могу сказать: есть резкий всплеск! И не только потому, что некуда ехать. Но ещё и из этой истории: «Смотри-ка, что у нас-то есть! А мы этого и не знали! Народ поехал внутри страны и начал с исторических мест. И сейчас самое время создавать такое направление как исторический туризм. Как раз сегодня, в условиях ограничений, можно задать эту тональность - по усадьбам, по руинам…», - говорит Анатолий Секерин.
И компетентно подсказывает:
«Усадьбы – это не только здания и сооружения. Это ещё и парки. Там, где парки сохранились, для показа, это место сразу имеет значение на порядок выше».
Но главное, в чём убеждён эксперт: для восстановления усадеб, необходимо государственно-частное партнерство, причём, вовсе не в формате «сдал в аренду – взял в аренду».
Нужен государственный подход и тех, кто готов вкладывать деньги в восстановление усадьбы, и местных властей. Руководителей, которых не нужно убеждать, что рядом с точкой туристического притяжения обязательно должен быть отель или гостевой дом. А значит, должны быть подъездные пути. А ещё - креативное сотрудничество по тематическим мероприятиям со школами, библиотеками, домами культуры, наконец...
Государственно-частное партнёрство
С этим "мы" в фразе "от восстановления усадьбы мы никогда не получим прибыли", эксперт, конечно, проговорился. Потому что вообще-то он и сам имеет непосредственное отношение, например, и к восстановлению Святогорского монастыря - Пушкинские места, помимо всего, и к возрождению усадьбы Гончаровых в «Полотняном заводе», и много ещё к чему.
При этом Анатолий Секерин, как участник Ассоциации владельцев исторических усадеб в России, точно знает, о чём говорит, когда утверждает:
«Члены Ассоциации – сумасшедшие люди. Которые свои деньги, своё время, свою энергию тратят на восстановление старинных усадеб. И это даже не инвесторы - это меценаты. Потому что от восстановления усадьбы мы никогда не получим прибыли».
Получается, что можно говорить, как минимум, о двух вещах. Первое - инвесторы на восстановление исторических точек притяжения нужны особенные, с серьёзным креном в меценатство. Второе - такие люди в стране есть.
Анатолий Петрович, кстати, говоря об этом проекте в Калужской области – усадьбе Гончаровых, особо отметил, что там сразу «много чего преобразилось – и народ меняется»…
А ведь это частное замечание очень перекликается с государственной задачей, которая сформулирована в национальном проекте «Туризм и гостеприимство»:
«Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»…
Выходит, основа для государственно-частного партнёрства действительно есть?
В Ленинградской области
В Ленинградской области есть уникальная восстановленная усадьба – это усадьба Марфино в Тосненском районе, в деревне Андрианово. Она расположена на берегу Большого пруда и окружена живописным парком. Это – памятник архитектуры и садово-паркового искусства первой четверти XIX века и одно из последних творений А.Н. Воронихина, автора Казанского собора в Петербурге, как напоминает официальный сайт Ассоциации.
Сейчас это – частное владение, но парк открыт для прогулок, во дворце проходят экскурсии…
Есть и историко–архитектурные памятники, которые восстанавливаются за счёт бюджета Ленинградской области.
Музейным агентством Ленинградской области уже разработаны проекты реставрации Дома купца Тимофеева в Новой Ладоге, Музея-усадьбы «Рождествено». Ведется работа по созданию проектов реставрации Музея-усадьбы П.Е. Щербова, Музея истории города Волхова (дом Генриха Осиповича Графтио), Лужского историко-краеведческого музея...
Но есть в Ленинградской области и архитектурные памятники, восстановить которые уже практически невозможно. Они - в руинах.
Такова судьба, например, усадьбы Рапти в Лужском районе. Её история началась ещё в XVII веке, она знала не одного знаменитого владельца. Но создание неповторимого усадебного ансамбля относят ко времени, когда усадьба принадлежала Александру Александровичу Половцову, в числе заслуг которого перед Россией есть и создание Русского исторического общества, возглавляемого ныне Сергеем Нарышкиным.
Великолепный усадебный дворец с уникальным убранством сохранялся вплоть до Великой Отечественной войны. А потом подвергся варварскому разрушению: гитлеровцы, отступая под натиском советских войск, взорвали его - и не в одном месте: они педантично сделали всё, чтобы его невозможно было восстановить.
Об этом много писал искусствовед, автор ряда научных и проектных работ по Луге и Лужскому району Александр Носков.
А заезжие путешественники подтверждают: руин дворца здесь, в сущности, нет. Но даже то, что осталось от подпорной стены с крыльями пандусов и маршами центральной лестницы - потрясают воображение.
Можно ли восстановить это архитектурное чудо? Увы.
Но можно ли просто отдать забвению руины? Или всё-таки и они могут и должны стать точкой туристического маршрута? Только, возможно, чтобы речь шла не только о «сталкерах», нужно поухаживать и за руинами?
Вот в этом году Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области вместе с «волонтерами культуры» привели в порядок территорию Анненских укреплений, являющимися частью объекта культурного наследия федерального значения «Кронверк».
Сотрудников комитета поддержали студенты института экономической безопасности ЛГУ им. А.С. Пушкина, сотрудники Ленинградского областного государственного архива и члены общественной организации «Доблесть веков», которая проводит рыцарские турниры в Выборге. Вместе со всеми работал на субботнике и зампред правительства Ленинградской области Владимир Цой.
И именно он тогда сказал, что субботник – это не просто уборка:
«Мы не просто предлагаем убраться на той или иной территории, но и стараемся рассказывать о том, что это за место, что это за памятники, почему они так важны. И там, где есть возможность, рассказываем о будущей судьбе этих объектов с точки зрения их использования, реставрации, то есть, в самом широком смысле сохранения культурного наследия».
Замечательный был субботник!
Но что если создать целую программу по расчистке исторических руин в Ленинградской области? Не одного объекта. Не двух… И начать создание туристического маршрута с работы полевых лагерей волонтёров, которые вместе с местными жителями – обязательно вместе сними! – расчищали бы завалы. И руками своими прикасались к истории, которая была и славной, и горькой – всякой. Но родной…
И, может быть, где-то здесь и лежат темы успешных проектов и программ, которые могут быть реализованы в Ленинградской области предприятиями малого и среднего бизнеса при грантовой поддержке от Ростуризма? Анонсирована же целая федеральная программа в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство» - с акцентом на экотуризме и современных решениях для отдыха на природе.
Вот и глава Ростуризма Зарина Догузова публично обещала, что до 2024 года в её ведомстве готовы аккредитовать и помочь оборудовать за счет субсидий -грантов более 1000 туристических маршрутов - во всех регионах страны.
А ведь есть ещё и Фонд президентских грантов, который поддерживает энтузиастов туристических маршрутов - например, к сохранившемуся с 17 века в реке Луга рубежному камню - с крестом и короной по бокам. Их ещё один уникальный шведский шпион рисовал - тот самый Эрик Пальмквист...