Найти тему
Атмосфера

Перечитала пьесу Антона Чехова «Три сестры». А ведь и мы живем в иллюзиях

В пьесе «Три сестры» Чехов проследил краткие итоги четырех временных отрезков в жизни героев, четырех событий или подступа к ним:

· именины Ирины (дата смерти отца семейства Прозоровых),

· канун Рождества,

· большой пожар в городе,

· канун свадьбы Ирины и барона Тузенбаха. Итоговых линий три, в зависимости от того, чего ждут от жизни персонажи.

Памятник А. П. Чехову в Ростове-на-Дону. Скульптор А. Скнарин. Фото из архива автора
Памятник А. П. Чехову в Ростове-на-Дону. Скульптор А. Скнарин. Фото из архива автора

Первая линия - стабильная. Анфиса и Кулыгин (а также другие второстепенные персонажи) живут настоящим. Они вполне довольны тем, что имеют, и тем, чем занимаются, а в конце жизни получают бонус или то, что они считают бонусом. Тот, кто живет в реальности, не ожидает от ЭТОЙ реальности ничего ДРУГОГО. Она такая, какая есть, и другой быть не может. Сюда же можно отнести созерцательного, лишенного иллюзий доктора-алкоголика Чебутыкина, который и подводит итог пьесе, говоря: «Все равно!»

Вторая линия - подъем и спад. Наталья движется, что называется, «из грязи в князи» и стремительно деградирует, доходя до крика: «Молчать!». Жалкая в своем внутреннем конфликте, она мелко мстит сестрам мужа (в ответ на осторожное замечание Ольги о неподходящем цвете пояса на платье, сделанное шепотом, через несколько лет Наталья во всеуслышание бросит Ирине: «Милая, совсем не к лицу тебе этот пояс… это безвкусица!»). В какой-то мере к этой линии мы можем отнести и Соленого, который хамит от застенчивости, а потом, приревновав, оскорбляет и убивает на дуэли барона Тузенбаха.

Третья линия – постепенный спад, вызванный крушением иллюзий и входом в мир реальности. Ольга, Ирина, Мария, Андрей, Вершинин и Тузенбах испытывают внутреннюю неудовлетворенность жизнью, которую они ведут. Но с течением времени, оглядываясь назад, обнаруживают, что были более счастливы, чем теперь, и не ценили этого. Чехов очень ярко описал феномен психологического барьера: человек чувствует, что достоин лучшего будущего, более значительного, чем теперь, что он будет жить совсем по-другому, но не сейчас, а чуть позднее.

Здесь мы обнаруживаем актуальнейшую и в современном мире проблему, очень просто сформулированную: «А что тебе мешает жить уже сейчас?» И герои Чехова, и наши современники, поддавшись легендам, созданным о себе другими людьми, примеряют их на себя, и обнаружив, что «не сидит костюмчик», думают, что подгонят свою фигуру под него, а если это не получается или не получается в полной мере, ищут виноватого (Мария: «Неудачная жизнь!») или уходят в фантазии (Вершинин: «Через двести-триста лет… настанет новая, счастливая жизнь»). Ольга, мечтающая о семье, уходит в работу, а Ирина, мечтающая о работе, собирается выйти замуж. В конце концов, они обе, чтобы выжить, вынуждены будут трудиться, ощущая, как в самом начале пьесы отметила Ольга, «…как из меня выходят каждый день по каплям силы и молодость». Тузенбах, мечтающий, чтобы когда-то его жизнь назвали высокой и «…вспомнили о ней с уважением», заслужил эпитафии: «Одним бароном больше, одним бароном меньше…»

Мы ценим себя через мнение других людей и через те критерии, которые задаются обществом, теряем свою индивидуальность и сбиваемся с индивидуального пути, которому надо следовать каждый день, каждый час, каждую секунду.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Если она вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк!

Буду признательна за репосты!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц