Найти в Дзене

<Ядерная осень> в заливе РУКОТВОРНЫЙ АД САДДАМА ХУСЕЙНА

30 лет назад терпящие пораже­ние войска иракского диктато­ра Саддама Хусейна, отступая из захваченного ими Кувейта, подожгли око­ло 1000 (!) нефтяных скважин и открыли задвижки нефтяных терминалов, сливая тысячи тонн нефти в Персидский залив. В итоге в регионе разразилась экологиче­ская катастрофа, которую назвали «ядерной осенью», сравнив по последствиям с масштабной войной с применением ядер-ного оружия!

Делиться надо

Надо сказать, что вся история с Саддамом Хусейном прекрасно описываеться термином «головокружение от успехов».

Безродный и безземельный крестьянин за несколько десятков лет дошел до вершин власти в стране, попутно превратив Ирак в одно из самых продвинутых и влия­тельных государств Ближнего Востока.

При этом ближневосточный диктатор долгое время удачно лавировал между интересами двух сверхдержав. Но к кон­цу 80-х экономическое благополучие стра­ны было подорвано долгой и не слишком удачной войной с Ираном. За восемь лет боевых действий у Ирака накопилось дол­гов на астрономическую сумму в 80 мил­лиардов долларов.

А поскольку война с Ираном велась, в том числе, в интересах западных стран (да и СССР смотрел на это дело благосклонно), то Саддам решил, что имеет право попра­вить свои финансы за счет соседей. Лако­мым кусочком казался маленький, слабый, но богатый Кувейт. Тем более что еще на памяти молодого Хусейна никакого такого независимого Кувейта в природе не суще­ствовало (независимость страна получила в 1961 году), а была провинция, подкон­трольная иракской Басре. А еще именно I Кувейту Ирак был должен $14 млрд.

Сначала Саддам выкатил Кувейту экономическую претензию - мол, обкрады­вает Ирак, незаконно выкачивая нефть из общего нефтеносного поля.

-2

Земля Саддама

А так как Кувейт не спешил выплачивать требуемые миллиарды, то в начале ав­густа 1990 года иракская армия (120 ты­сяч человек и 350 танков) вторглась в Кувейт и оккупировала его. Правда, ирак­ским военным не удалось захватить кувейт­ского правителя, эмира Джабера III, кото­рый успел эвакуироваться в Саудовскую Аравию (его младший брат погиб при штур­ме дворца иракским спецназом). Вскоре было объявлено об аннексии этой страны, ставшей отныне 19-й провинцией Ирака под названием Ас-Саддамия.

Но мировая общественность порыв восточного диктатора не одобрила. Сов­без ООН сразу выступил с осуждением вторжения и потребовал вывести войска.

Более того, ряд военных аналитиков сра­зу предположил, что войска Саддама мо­гут на границе Кувейта не остановить­ся, а прихватить «заодно» и часть терри­тории Саудовской Аравии. В то время ар­мия саудитов была слишком слаба, чтобы отразить гипотетическое вторжение, поэ­тому американцы в темпе перебросили ту­да свою воинскую группировку.

Весь конец лета и всю осень на Ирак давили дипломатически, требуя уйти из захваченного Кувейта. Но параллельно за­падные страны сколачивали военную ко­алицию. А 29 ноября Совбез ООН принял резолюцию, которая больше напоминала ультиматум.

Ираку давалось полтора месяца, чтобы покинуть Кувейт, а если этого не случится, то государства, поддерживающие прави­тельство Кувейта, уполномочиваются «ис­пользовать все необходимые средства, с тем чтобы (...) восстановить международ­ный мир и безопасность в этом регионе».

«Буря» и «сабля» против горящей нефти

-3

Дождавшись формального срока исте­чения ультиматума, американский пре­зидент Джордж Буш-старший подписал рективу, санкционирующую удар по Ира­ку, - 17 января 1991 года началась опе­рация «Буря в пустыне».

На первых порах американцы пытались действовать дистанционно - сотни само­летов каждый день утюжили наземные объекты, находясь вне недосягаемости иракских ПВО. В ответ Саддам обстрели­вал территории Саудовской Аравии и Из­раиля, а также сдержал обещание устро­ить региону армагеддон, запалив объекты нефтяной инфраструктуры Кувейта.

Еще в начале ноября на эту тему вы­сказался король Иордании Хусейн ибн Та- лал, который заявил, что выполнение этой угрозы может иметь для региона фаталь­ные последствия. Материалы ему готови­ли научные советники, по прогнозам ко­торых облако черного дыма, поднявшееся над горящими нефтяными вышками, «за­кроет небо» во всем регионе, в результа­те чего погодные условия будут напоми­нать гипотетически моделируемую «ядер- ную зиму». [Правда, когда стало ясно, что этот сценарий не то что вероятен, а неиз­бежен, те же самые советники выпустили более мягкий доклад, заговорив «лишь» об «ядерной осени».] В самом худшем сценарии в воздух мог­ло подняться более 18 миллионов тонн са­жи! Из-за этого до поверхности Земли не доходили бы солнечные лучи и осадки, а температура воздуха снизилась бы на 1 5 - 25 °C. Все это могло бы, по их оценкам, привести к гибели большей части скота, урожая и промысловой рыбы, а это в свою очередь вызвало бы массовую гибель лю­дей от голода.

-4

Уже в первые дни войны загорелись первые нефтяные факелы. А вскоре в Пер­сидском заливе у берегов Кувейта и Сау­довской Аравии появилось огромное не­фтяное пятно. Информация о его разме­рах сильно варьируется, но в любом чае поражает воображение. Максималь­ные о'ценки - 162,5 километра в длину и 67,6 км в ширину (толщина нефтяной плен­ки при этом достигала 12,7 сантиметра)!

Если это так, то общая площадь нефтяного пятна превышала 11 тысяч квадратных ки­лометров и превосходила, например, тер­риторию Адыгеи и Ингушетии, вместе взя­тых! А количество попавшей в море нефти могло достигать 1,5 миллиона тонн!

Иракские власти «кивали» на самоле­ты коалиции, которые, дескать, разбом­били нефтяные танкеры (несколько таких случаев действительно имело место), но такое количество нефти могло быть слито лишь целенаправленно из гигантских ре­зервуаров на берегу. По мнению некото­рых экспертов, Хусейн таким варварским образом хотел остановить высадку десан­та на кувейтском побережье, а заодно за­грязнить саудовские заводы по опресне­нию морской воды.

-5

Однако предотвратить наземную опе­рацию Саддаму все равно не удалось - 24 февраля началась операция «Сабля пу­стыни». И уже 28 февраля войска коали­ции полностью освободили Кувейт и даже заняли около пятнадцати процентов тер­ритории самого Ирака.

Правда, это не помешало Саддаму Ху­сейну объявить о своей победе. Еще 26 февраля он обратился к иракцам по радио и заявил: «Сегодня наши героиче­ские войска уйдут из Кувейта... Соотече­ственники, я аплодирую вашей победе. Вы противостояли 30 странам и тому злу, которое они принесли сюда. Вы, доблестные сыны Ирака, противостояли всему миру.

И вы одержали победу... Сегодня особые условия заставили иракскую армию отсту­пить. Но с нами остались надежда и реши­мость в душах и сердцах... Как сладка по­беда!»

Ад в пустыне

-6

Несмотря на огромные потери армии (до 100 человек)и мирного населения (воз­можно, еще столько же), а также вспыхнув­шее на части территории Ирака восстание (оно было жестоко подавлено), Саддам Ху­сейн удержался у власти.

А вот экологи смогли на самом деле убе­диться в точности своих прогнозов. Эколо­гические последствия для региона оказа­лись ужасными. Уходя, иракцы жгли все что могли. Перед отступлением иракцы взры­вали до сотни скважин в день, а всего бы­ло повреждено до тысячи (!) скважин, из которых 727 горели, а остальные фонтани­ровали. Тушить их приехали 10 000 пожар­ных со всего мира, но последняя скважина была потушена лишь через 259 дней! А ми пожарные прозвали свою операцию - «Ад в пустыне» (по аналогии с названиями военных операций).

Разлившаяся нефть испортила не толь­ко воду, но и землю. В одной лишь Сау­довской Аравии было загрязнено 700 ки­лометров берега, а на территории Кувей­та возникло до 300 нефтяных рек и озер, в которых оставалось до 50 млн баррелей нефти, не считая той, что впиталась в по­чву. На их высыхание ушло все последую­щее десятилетие!

Температура в регионе в оставшиеся месяцы года установилась на 10°С ниже средних значений прошлых лет. Разлив нефти нанес огромный ущерб фауне ре­гиона - вымерло 5 0 -9 0 % крабов, других ракообразных и моллюсков; погибло до 30 тысяч птиц и до 80% домашнего скота, в мангровых лесах умерло 30% деревьев.

По оценкам экспертов, разлив нефти в Персидском заливе признан одной из крупнейших катастроф XX века, а на пол­ное восстановление природе могут потре­боваться столетия.

-7