Найти тему
Игорь Орлов

Святитель Игнатий о хранении ума и правильном изучении святых мирянами

Оглавление

Что святитель Игнатий Брянчанинов советовал читать мирянам и почему?

Святитель Игнатий Брянчанинов (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Игнатий Брянчанинов (фото из Яндекс Картинки)

Святитель Игнатий Брянчанинов (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов, день памяти 13 мая) напоминает о важной заповеди Божьей о хранении ума, которой обыкновенно пренебрегают люди или даже не знают о ней.

Святитель Игнатий Брянчанинов (день памяти 13 мая) (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Игнатий Брянчанинов (день памяти 13 мая) (фото из Яндекс Картинки)

«Господь, пишет святитель, назвав ум оком души, возвестил: «если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» Мф 6,22-23, Лк. 11,34-36).
Телом здесь названо жительство. Жительство заимствует свое качество от руководящего жительством образа мыслей...Мы усваиваем правильный образ мыслей, когда ум всецело следует Истине, не допуская в усвоении никакой примеси лжи» (Святитель Игнатий Брянчанинов, «Духовный алфавит».

Святитель выделяет три состояния ума, усваивающего Истину:

  • Полное соответствие Истине Христовой
  • Частично соответствие Истине
  • Не соответствие Истине.

Практический ход отсюда, о котором говорит святитель Игнатий — читать и изучать Священное Писание и Священное предание (труды святых) и рассматривать их в свете собственной жизни, исправляя ее по Евангельской Истине.

Чтение это полезно, важно, но нужно учитывать один важный момент, на котором святитель останавливает внимание мирян.

Вот, что замечает святитель Игнатий:

«Тот занимается как должно вечностью (духовной жизнью — прим. автора), кто постоянно упражняется в чтении Нового Завета и писаний святых отцов, научающих правильно разуметь Евангелие Христово, кто познавая таким образом Волю Божию, благую и совершенную, выправляет по ней свой образ мыслей, свои душевные движения, а погрешности и увлечения врачует покаянием» (там же).

И здесь святитель обозначает этот важный момент для мирян:

«Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которые нельзя исполнить самим делом?» (там же)

Стоит сказать, что об этом говорит и преп. Иоанн Лествичник, оберегая, , что не стоит подражать подвигам святых, но учитывать свою меру во всякой добродетели. И лишь тогда такая духовная жизнь будет во благо тому, кто проводит ее мудро, с рассуждением (то есть с пониманием себя, своей меры и обстоятельств).

Преподобный Иоанн Лествичник (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Иоанн Лествичник (фото из Яндекс Картинки)

Преп. Макарий Оптинский не благословляет писателя Гоголя на монашество, когда тот в завершении своих земных дней обращается к святому с такой просьбой. Отказывает, потому что понимает, что Гоголь не сможет понести тяжелых трудов такой жизни. Но преп. Макарий благословляет писателя на другой духовный, и полезный именно ему, его душе труд — переводить, адаптировать и издавать труды святых отцов. (об этом эпизоде есть статья на этом канале).

Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) (фото из Яндекс Картинки)

Какой вред видит святитель Игнатий Брянчанинов в чтении святых, писавших исключительно для монашествующих?

Что в человеке возбудится мечтательность, которая не будет соответствовать его природе, его состоянию души. И временами она будет приносить сладость и обманывать высокими вещами, а иногда удалять в уныние. То есть колебать, а не делать твердым и прочным духовное состояние мирянина.

Причина того и другого ложного состояния души в том, что не учтены обстоятельства души самого человека, его жизни, его ситуации, в которой он находится.

Совет, который дает святитель Игнатий:

«Христианину, которого жребий — проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан» (там же).

Святитель, живший в 19 веке, указывает следующих святых, читать которых полезно мирянам:

  • Святитель Иоанн Златоуст
  • Святитель Димитрий Ростовский
  • Святитель Тихон Воронежский
  • Святитель Никифор Астраханский (Феотоки)
  • Святитель Георгий Затворник (имеется ввиду Феофан Затворник, в миру — Георгий Васильевич Говоров.
Святитель Никифор Астраханский (Феотоки) (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Никифор Астраханский (Феотоки) (фото из Яндекс Картинки)

Список таких святых гораздо больше. Для мирян писали авва Пимен Великий, авва Макарий Великий, преп. Исаак Сирин, преп. авва Дорофей.

В современном веке это преп. Паисий Святогорец, преп. Порфирий Кавсокаливит и многие другие святые. Главное посмотреть, чтобы труды их были предназначены для христиан мирян и выбирать их.

Святая литература для христиан мирян, с разъяснениями трудных моментов духовной жизни - огромна. Вкратце, святитель Игнатий говорит так: «Обильное поприще для чтения!»

Стоит напомнить и другую важную вещь, которую подчеркивали все святые: духовная жизнь не сводится только к чтению даже самой лучшей и понятной мирянам литературы.

Святая литература помогает просвещать ум (в том ее великая ее польза и это стоит делать), покаяние - очищать сердце, а практическое исполнение заповедей в условиях реальности - изменять свою жизнь к лучшему.

Понравилось — ставьте лайк.

Читайте, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями.