Не было в ХХ столетии в СССР режиссера более талантливого и масштабного по своим замыслам, чем Сергей Федорович Бондарчук. «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Степь», «Борис Годунов». Это шедевры, без которых невозможно представить историю мирового кино.
А ведь когда после окончания школы в Таганроге Сергей отправился в Москву, чтобы поступить на актерский факультет, столица его не приняла – экзамены он провалил. Тогда Бондарчук поступил в Ростовское театральное училище, но окончить его не успел – помешала Великая Отечественная война.
Четыре года – с 1942 по 1946 год Сергей Бондарчук находился на военной службе. А потом снова приехал в Москву, где поступил наконец-то во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Герасимов пригласил Бондарчука в свой фильм «Молодая гвардия» 1948 года. Фильм позволил раскрыть незаурядный талант молодого актера, однако, вот что интересно: самые интересные кульминационные моменты по настоянию Иосифа Сталина из фильма вырезаны, они не проходили по идеологическим соображениям.
Там же, во ВГИКе, Сергей Бондарчук познакомился с Инной Макаровой, которая тоже снималась в «Молодой гвардии». Она стала его первой супругой. В браке родилась дочь Наталья, которая позже стала известной актрисой.
Карьера актера резко пошла в верх, когда в 30 лет Бондарчук получил звание заслуженного артиста РСФСР, а еще через два года, сыграв роль Тараса Шевченко, получил Сталинскую премию, и по личному распоряжению вождя стал Народным артистом СССР. Так он стал самым молодым народным артистом.
Вскоре Сергей Федорович почувствовал, что в его карьере наступает спад. Причина тому – череда положительных и бесконфликтных ролей. Спасением стали герои Антона Чехова, которые открыли у актера второе дыхание.
В 1955 году Бондарчук играет Дымова в «Попрыгунье», эта роль стала одной из лучших и самых сложных в карьере артиста. Сразу после этого актер создал романтический образ Отелло.
Работая над этой ролью, Бондарчук познакомился с Ириной Скобцевой, которая стала его второй женой. Сергей Федорович долго метался, не мог уйти окончательно от первой супруги. В конце концов, она сама его отпустила.
Инна Макарова много позже говорила, что разница между ними была в семь лет. А казалось, что в несколько десятилетий – Бондарчук жил искусством, а она рядом с ним была девочкой.
В 1957 году Бондарчук решил экранизировать рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Фильм вышел 1959 году, после чего стало ясно – Бондарчук не только великолепный актер, но и очень самобытный режиссер. В этом же фильме Сергей Федорович исполнил главную роль. Этот фильм стал лучшим нам Первом Международном кинофестивале в Москве.
Главный герой фильма Андрей Соколов стал символом русского солдата. А ведь прошел всего год и сам Роберто Росселлини снял Бондарчука в роли партизана в своем фильме «В Риме была ночь». Костюм и грим были использованы те же самые, что и в фильме «Судьба человека».
Вообще, нужно сказать, с что Италией советский режиссер крепко подружился. Росселлини познакомил его с самим Федерико Феллини, а также с композитором Нино Рота. Они часто общались, делились друг с другом идеями и творческими наработками, обменивались опытом.
Сам Папа Римский, узнав, что Сергей Федорович – верующий человек, дал ему в распоряжение келью, чтобы режиссер мог приезжать туда для уединения.
Следующие восемь лет стали одними из самых сложных в карьере режиссера: в 1961 году ему предложили экранизировать роман Льва Толстого «Война и мир», и Бондарчук решил реализовать этот масштабный замысел.
Главное в трактовке романа режиссером была идея осознания России, как общего дома. Вся композиция этой экранизации показывает нерасторжимую связь отдельных людей, соединенных единым ходом истории.
Работа шла очень тяжело и требовала огромных сил, и физических, и моральных. Второй режиссер ушел со съемок, а сам Бондарчук в 1965 году едва не умер, когда у него на три минуты остановилось сердце от переживаний и переработки.
Актеров на главные роли подбирали долго: Людмилу Савельеву режиссер нашел почти случайно, пересмотрев на пробах множество актрис, Вячеслава Тихонова тоже утвердили на роль Андрея Болконского далеко не сразу, а на роль Пьера Безухова вообще никто из претендентов не подошел, поэтому Бондарчук сыграл его сам.
Фильм оценили во всем мире. Он поразил зрителей разных стран своим масштабом и детальной проработкой. Например, в съемках сцены Бородинского сражения приняли участие 15 тысяч статистов, а сцена молебна, в котором приняла участие армия перед сражением, стала одной из лучших в истории мирового кино. Сергею Федоровичу пришлось приложить немало усилий, чтобы утвердить ее у руководства. Среди наград у фильма был и первый советский «Оскар», который «Война и мир» получила в номинации «Лучший иностранный фильм».
В 1970 году по приглашению итальянского продюсера Сергей Бондарчук снимает новую историческую эпопею «Ватерлоо», которую также высоко оценили критики разных стран.
Следующая работа режиссера снималась к 30-летию с момента окончания Великой Отечественной войны. Этой работой стал фильм «Они сражались за Родину». На съемках собрался отличный актерский состав в лице Юрия Никулина, Василия Шукшина, Георгия Бурков, Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова.
Батальные сцены фильма сняты с точки зрения солдат из окопов, что стало новым словом в отечественном кино. В 1978 году на экраны вышел фильм «Степь», снятый по Чехову, стал последней работой режиссера, которую высоко оценили критики и приняли зрители.
Последующие работы Сергея Федоровича оставили коллег, критиков и зрителей равнодушными. Речь идет о фильмах «Борис Годунов», «Красные колокола».
С 1986 года после знаменитого пятого съезда Союза кинематографистов Сергей Бондарчук оказался в опале, лишившись председательствующего поста.
Режиссер последние годы прожил в окружении семьи, много времени проводил на даче, где часто что-то мастерил из дерева.
В 1990 году Сергей Бондарчук вернулся в кино, когда итальянский продюсер Энцо Рисполи профинансировал постановку «Тихий Дон» в 10 сериях. Никаких прав по контракту у режиссера не было. В 1993 году Сергей Федорович снял все десять серий. Специально для съемок построили целую станицу.
Сначала режиссер сделал свой монтаж, но потом кинолента была перемонтирована на западный лад. Это сильно подкосило здоровье режиссера. Он домонтировал сериал, но его выхода так не дождался.
Сергей Бондарчук заболел раком и сгорел за два месяца. Его не стало 20 октября 1994 года. В день смерти великий актер, режиссер, человек исповедался и причастился.
Подписать на канал «КиноНытик»