74-й день путешествия от Пензы до Владивостока на велотандеме
Выглянув из палатки, ничего не вижу. Стоит сырой и густой белый туман. Но печка, заправленная с вечера берёзовой корой и дровами, мгновенно кипятит нам воду для чая.
По строящейся "федералке" до посёлка Зилово
Быстро собираемся и убедившись по быстро рассеивающемуся туману в том, что скорый дождь нам не грозит, начинаем движение. По пологому спуску проезжаем четыре километра до Жирикена. Посёлок минуем по окраине с выездом на строящийся участок Федеральной автомобильной дороги Чита — Хабаровск, именующейся «Амур».
Дорога широкая, ровная, укатанная. Строится на перспективу, по самым современным стандартам. Но покрытие трассы асфальтом начнётся только через несколько лет. Потока транспорта пока нет. Редко проедет мотоцикл, легковушка, и ещё реже грузовик.
Перегонщиков японских автомобилей здесь нет. В этом году на станции Зилово их не выгружают с платформы, чтобы не мешали строительству дороги, а везут сразу до Чернышевска.
В начале трасса идёт вдоль железнодорожного полотна, а затем отворачивает вправо и двенадцатипроцентным подъёмом в четыре километра уходит вверх.
Открываются дали. Вспоминаем слова из песни: «А вокруг голубая, голубая тайга». Смотрим и видим, что действительно, в бескрайней зелени таёжных далей явно присутствует голубизна.
На спусках можно держать хорошую скорость, но притормаживаем, и очень осторожно. Щебёнка, всё-таки. Хоть и укатанная.
Погода жаркая. Часто встречающиеся речушки соблазняют остановиться. Соблазну поддаёмся. Останавливаемся на речке Ширга. Часа хватило нам, чтобы пообедать и заодно постирать несколько вещей. Сушить будем на ходу, прикрепляя вещи по очереди к велорюкзаку.
За несколько километров до поворота на Зилово появились неукатанные участки дороги, а на них — бульдозеры, самосвалы, катки. Дорожная техника засыпает строящееся полотно скальным грунтом и крупным щебнем.
Подъезжаем к месту разветвления Федеральной трассы. Влево уходит поворот на Зилово, а прямо идёт прокладка и строительство нового участка дороги.
Всё ближе к местам, где "нет дорог"
Рядом люди собирают голубику. У обочины стоит мотоцикл «Урал» с коляской. Спрашиваем, куда ведёт новый участок дороги? Мужчина, сидящий за рулём мотоцикла, хмуро отвечает:
— В тайгу.
Значит, будем сворачивать в Зилово. Говорим: «Спасибо» и трогаемся. Но успеваем услышать, как подошедший мальчик спросил мужчину:
— Интересно, куда они едут?
На что мужчина недовольно проворчал:
— Сейчас сфотографируют что-нибудь, сядут на поезд, а потом будут рассказывать всем, где они были.
Отмечаем столь необычное к нам отношение. Но, быть может, просто человек такой попался?
По четырёхкилометровому спуску подъезжаем к Зилово. Справа от трассы грохочет мощная техника превращающая скальные глыбы в щебень. Много же его понадобиться для строительства трассы!
В посёлке Зилово
Минуем железнодорожный переезд и почти сразу попадаем на рынок. Работает он с утра и до обеда, а сейчас продавцов осталось всего несколько человек. Все — китайцы.
Людмила идёт за продуктами в расположенные рядом магазины. Тем временем, дописываю письмо и отправляю его на почте. Людмила долго не возвращается.
Захожу в магазины. Оказывается, в них везде очередь. Только в одном из них удалось купить хлеба. Продуктами запаслись основательно, с учётом непредсказуемости следующих дней. На опустевшем китайском рынке переждали небольшой дождичек.
Здесь, люди, у которых мы спрашивали о возможности проезда в восточном направлении, уже не говорят: «Там нет дорог», а спокойно рассказывают, как выехать из посёлка и добраться до следующего. Предупреждают, однако, что местами дорога труднопроходима.
Спрашиваю только про короткие, прилегающие к посёлку участки дороги, и не далее следующего, не желая инициировать фантазию рассказчиков.
В районе железнодорожной станции объезжаем огромную лужу, раскинувшуюся в восточном направлении. Наверное, она символизирует начало следующего, качественно нового этапа маршрута.
Перетащив тандем через рельсы выезжаем на узкую грунтовку тянущуюся вдоль железнодорожного полотна слева, по лесу, в нескольких десятках метров.
По дороге, где ездят только зимой
Дорога, по которой мы собрались пройти сотни километров, предстала перед нами галактикой луж. Когда-то, видимо, за ней был минимальный уход, а сейчас она используется для обслуживания железной дороги в тех редких случаях, когда саму железную дорогу использовать невозможно.
Маневрируя между лужами, едем вперёд. Дорога узкая, два грузовика не разъедутся. Две легковушки тоже. Поверхность — щебёнка, камни, глина, песок, ямы с водой и без неё.
Вот где нужно владеть искусством вождения велосипеда (пардон, велотандема)! Вот где, только через шесть с половиной тысяч километров, для нас начался настоящий велотуризм! Наверное, с этого места нитка маршрута начинает дарить нам полный букет ощущений от великого действа с названием «путешествие»!
Но отмечаем, что продвижение есть, несмотря на то, что очень часто приходится останавливаться и обходить лужи и ямы особо крупного размера. О скорости не может быть и речи. Следов машин нет. Проглядывается лишь след от лёгкого мотоцикла.
Проезжаем, а всё чаще, проходим, первый десяток километров. В низинке дорога совсем раскисла. Около километра идём пешком, кое-где босиком по воде. Здесь след мотоцикла исчез, а затем появился снова. Значит, есть объездные дорожки. А как иначе? Живут же здесь люди! Протаптывают себе путь!
Едем и идём. Если едем, то осторожно. Замечаем, что эти лужи коварные, часто с отвесными берегами, а грунт рядом с ними может неожиданно провалиться. Так и случилось при объезде лужи по узкой полоске грунта по краю дороги. Переднее колесо проехало, а заднее провалилось почти до самой втулки. Успеваю соскочить и вытянуть тандем вместе с Людмилой.
Мокрый грунт скользкий и перспектива шлёпнуться в лужу вместе с тандемом представляется весьма реальной. Не хочется даже представлять, какие будут последствия!
И комары, конечно же, не дают расслабиться. Они хорошо просекли момент нападения и успешно пользуются им тогда, когда мои руки всецело поглощены выруливанием нашего монстра по сухим извилинам межлужного пространства.
Иногда Людмилу удаётся прихлопнуть ладонью наглеца нацелившегося на мою шею, но частенько шлепок оказывается холостым. Для комара, холостым, а я по шее в любом случае получаю.
Железную дорогу почти всегда видим рядом. Путейцы, завидев, приветствуют нас. Они не удивляются. Раз люди тащат велосипед через лужи, значит, так надо!
Путейцев, обслуживающих железнодорожное полотно, здесь развозят на «рабочем поезде», состоящем из электровоза, одного открытого товарного вагона и одного вагона от электрички.
Далее дорога стала чуть приличней. Стало меньше луж, полотно дороги отсыпано мелкой щебёнкой.
Мостов нет, но в местах, где речки пересекают дорогу, проложены металлические трубы засыпанные сверху грунтом, сквозь которые протекает вода. В зависимости от ширины речушки количество труб колеблется от одной до нескольких штук.
Вода в этих ручьях и речушках чистейшая и одной проблемой становится меньше. Нет надобности экономить воду и это очень хорошо!
В промежутках между речушками дорога проходит по водораздельным хребтам, поднимаясь над железной дорогой на несколько десятков метров.
Углы подъёма бывают настолько крутыми, что даже пытаться заезжать на вершины перевалов и спускаться с них на тандеме было бы опасно. Только пешком.
Высокий, густой и дремучий лес обступает нас с обеих сторон.
Проезжаем мимо станций Зудыра и Ульякан, расположенных по другую сторону от железнодорожного полотна. В посёлки не заезжаем. Для этого пришлось бы перетаскивать тандем и всё снаряжение через высокую насыпь.
Наехал на что-то острое. Прокол! Меняю камеру переднего колеса.
Под вечер ставим палатку в леске между грунтовой и железной дорогой.
Велокомпьютер: За день — 81 км; Время в пути — 7 час. 36 мин;
Vср. = 10,7 км/час Vmax = 37,5 км/час. Всего — 6571 км.
Моемся в холодном ручье. Вечер тёплый, но ужинаем в палатке, потому что иначе комары бы поужинали нами.
За ужином, рассуждая о второй половине сегодняшнего дня, отмечаем, что прошли от Зилово сорок три километра. Если бы нам сказали об этом на первых трёх километрах, мы бы не поверили! Думаем, что пока нам ничего не мешает продолжать путь своим ходом.
В сумерках видим, как прилетели и уселись на ветку соседней берёзы две большие совы.
Засыпаем. Шума машин нет, а грохот поездов воспринимается как что-то естественное и даже не мешает спать. И ещё он приглушает всякие ночные шорохи, которые в тишине могли бы возбудить воображение, вызвать беспокоящие мысли и нарушить сон восстанавливающий наши силы. А они, судя по второй половине прошедшего дня, нам ещё понадобятся.
1 августа 2001 года, среда.
------------------------------------
- Искать интересное в списке публикаций
- или на канале "Путешествия на велосипеде"