Продолжаю актуализировать статьи о киножанрах. Вслед за героическим кровопролитием и еврокраймом пришла очередь джалло. С кратким описанием жанра можно ознакомиться в статье, а ниже расширенный и как всегда субъективный список рекомендаций:
19 джалло, на которые стоит обратить внимание
Девушка, которая слишком много знала (La ragazza che sapeva troppo), 1963, режиссер - Марио Бава
Первый фильм, в котором угадываются черты будущего жанра. Вдохновленный фильмом Хичкока "Человек, который слишком много знал" Бава снимает черно-белый ироничный криминальный триллер. В наличии таинственный убийца с ножом и героиня, которая с трудом отличает реальность от фантазии.
Женщина озера (La donna del lago), 1965, режиссер - Луиджи Баццони
Еще один занятный протоджалло, цепляющий атмосферой загадки. Герой приезжает в маленький итальянский городок, где сразу же начинаются загадки, вызывающие стойкие ассоциации с "Твин Пиксом" и даже "Сайлент Хиллом". От джалло здесь специфическая атмосфера, когда не до конца ясно, что именно происходит, и не всегда понятно воспринимать сюжет буквально или символически.
Смерть, снесшая яйцо (La morte ha fatto l'uovo), 1968, режиссер - Джулио Квести
Годом рождения джалло в полном смысле этого слова можно назвать 1968-й. Что интересно, именно в этот год выходит два самых (или почти странных) странных представителя жанра. Жан-Луи Трентиньян играет роль владельца птицефабрики, у которого есть жена Джина Лоллобриджида и любовница Ева Аулин. А еще он возможно маньяк... или нет?
Гиена в бронированном сейфе (Una jena in cassaforte), 1968, режиссер - Чезаре Каневари
Второй странный джалло. Шестеро грабителей собираются ночью на вилле, чтобы открыть некий сейф, для чего требуется 6 ключей. Но один ключ внезапно теряется, а собравшиеся один за другим погибают насильственной смертью. По сути, Каневари снял перверсивную экранизацию "Десяти негритят" Агаты Кристи, где акцент смещается с вопроса "кто убийца?" на вопрос "что здесь вообще происходит?".
Грязные фото для дамы вне всяких подозрений (Le foto proibite di una signora per bene), 1970, режиссер - Лучиано Эрколи
Расцвет жанра пришелся на 1970-1972-й годы, когда окончательно оформился барочно-декадентский киноязык. А истории еще не успели скатиться к набору клише и самокопированию. В этом фильме Дагмар Лассандер становится жертвой маньяка-шантажиста, у которого есть доказательства убийства, которое то ли совершил, то ли нет её муж.
Черное брюхо тарантула (La tarantola dal ventre nero), 1971, режиссер - Паоло Кавара
Обычный джалло, который можно порекомендовать тем, для кого главное в жанре актрисы и их нескрытые "таланты". В этом фильме в частности снялись Клодин Оже и Барбара Бах, в разное время бывшие девушками Бонда, а также Стефания Сандрели и Барбара Буше. В центре сюжета стандартная история о маньяке с нестандартными методами убийств.
Хвост скорпиона (La coda dello scorpione), 1971, режиссер - Серджио Мартино
Еще один стандартный, но при этом эффектный джалло. Сюжет закрученный, но в финале будут даны ответы (не всегда логичные) на возникшие во время просмотра вопросы.
Смерть ходит на высоких каблуках (La morte cammina con i tacchi alti), 1971, режиссер - Лучиано Эрколи
Детективный триллер, снятый в эстетике джалло. Место маньяка с идеей занимает бандит с вполне материальной и рациональной мотивацией, хотя последнее станет очевидно только в финале. Для тех, кто ищет в жанре: "вот это поворот!".
Короткая ночь стеклянных кукол (La corta notte delle bambole di vetro), 1971, режиссер - Альдо Ладо
Мрачный джалло, особого шарма которому добавляет тот факт, что главный герой в начале фильма попадает в морг в состоянии клинической смерти, когда тело не подает признаков жизни, а разум пытается восстановить картину произошедшего.
Странный порок госпожи Уорд (Lo strano vizio della signora Wardh), 1971, режиссер - Серджио Мартино
Один из фильмов, которые сделали Эдвиж Фенек иконой эксплуатационного кино. Мартино выводит на первый план не убийства, хотя они и проходят красной нитью через весь сюжет, а странные садомазохистские отношения героини с мужем и любовником. Кстати, редкий для жанра случай: в этом фильме полиция не выглядит группой некомпетентных идиотов.
Все оттенки тьмы (Tutti i colori del buio), 1972, режиссер - Серджио Мартино
Джалло в котором есть всё, что можно желать от жанра: изысканная операторская работа, Эдвиж Фенек в топовой форме, переплетение реальности и кошмара, серийные убийства и гнетущий саспенс. Серджио Мартино явно вдохновлялся "Ребенком Розмари" Поланского, хотя в мистику и не ушел.
В поисках удовольствия (Alla ricerca del piacere), режиссер - Сильвио Амадио
Детективный триллер в формате джалло. Барбара Буше устраивается секретаршей к известному писателю, чтобы раскрыть пропажу своей близкой подруги, занимавшей это место ранее. По законам жанра, писатель оказывается перверсивным декадентом, а расследование начинает угрожать жизни героини.
Ирис в крови (Perché quelle strane gocce di sangue sul corpo di Jennifer?), 1972, режиссер - Джулиано Карнимео
Герметичный джалло, действие которого разворачивается в многоквартирном доме, где завелся очередной маньяк. Круг подозреваемых оказывается ограничен его жильцами, как следствие, акцент сделан на детективную составляющую.
Что они сделали с Соланж? (Cosa avete fatto a Solange?), 1972, режиссер - Массимо Далламано
Далламано - самый классический режиссер среди всех, кто работал в итальянском жанровом кино 70-х. Его стиль напоминает скорее французских мастеров саспенса, таких как Рене Клеман, чем Ардженто или Бава. "Что они сделали с Соланж?" - размеренный детектив, лишенный авангардных решений, которыми баловались Мартино или Эрколи. Хорошо подходит для знакомства с жанром для неофитов.
Торсо (I corpi presentano tracce di violenza carnale), 1973, режиссер - Серджио Мартино
Еще один отличный джалло в фильмографии Серджио Мартино. Без Эдвиж Фенек, но с выкрученным на максимум тумблером экранной чувственности. В какой-то момент даже начинается казаться, что режиссер снимает самопародию, буквально перенасыщая кадр жанровой атрибутикой.
Полиция просит помощи (La polizia chiede aiuto), 1974, режиссер - Массимо Далламано
Не совсем джалло, скорее что-то среднее между джалло, еврокраймом и конспирологическим триллером, но кино получилось отличным. Джованна Ралли исполняет роль женщины-следователя, похожей по типажу на Сильвию Конти из "Спрута", которая, расследуя рядовое дело о самоубийстве, выходит на тайное общество "хозяев города".
Кроваво-красное (Profondo rosso), 1975, режиссер - Дарио Ардженто
Немного странно в списке лучших джалло пока не было фильмов главного режиссера жанра, как и главного режиссера итальянских ужасов вообще. Дело в том, что ранние работы Ардженто довольно стандартные представители жанра, в то время как в 1975-м, когда популярность джалло постепенно сошла на нет, он снимает один из самых визуально совершенных "желтых" фильмов. В рамках жанра работа получилась эпохальной и затмевающей меньшие, но достойные фильмы.
Дом со смеющимися окнами (La casa dalle finestre che ridono), 1977, режиссер - Пупи Авати
Пограничный фильм, прикидывающийся первую половину религиозным хоррором, но ближе к финалу встающий на рельсы более рационального ужастика. По сюжету, молодой реставратор прибывает в маленький итальянский городок, чтобы восстановить фреску в церкви, одновременно с этим в городе начинается серия убийств.
Опера (Opera), 1987, режиссер - Дарио Ардженто
На протяжении 80-х джалло несколько раз пытались реанимировать. За дело брались Лючио Фульчи и Ламберто Бава, но получались у них голимые слэшеры. Исключение - Дарио Ардженто, который и в 80-е, и в 90-е не потерял свой стиль и смог снять несколько достойных работ в классическом стиле. Лучшая из них - "Опера", представляющая не собой не только отличный джалло, но и один из самых роскошно снятых хорроров вообще.