Найти тему
Элита общества

Восстановленные храмы и монастыри: православный путь Дмитрия Павлова

Дмитрий Павлов и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Дмитрий Павлов и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

В нашей стране крепки традиции меценатства и помощи Церкви. В начале XX века размах благотворительности в России достиг своего апогея. Помощь нуждающимся носила поистине массовый характер, она исходила по преимуществу от представителей купечества. Российское торгово-промышленное сословие являлось наиболее воцерковленным слоем общества. Ни один купец никогда не страдал недугом неверия, не отходил от Церкви и, что называется, имел страх Божий. Они были глубоко верующими людьми и твердо знали, что представ перед Господом они должны будут дать добрый ответ за то богатство, которым распоряжались в своей краткой земной жизни.

Спустя столетие, пройдя ужасный период безверия и воинствующего атеизма, в России вновь появляются представители делового сообщества, которые не жалеют средств на восстановление поруганных храмов и церквей на всей территории нашей страны. Одним из ярких благотворителей можно назвать Дмитрия Павлова, который всю свою жизнь посвятил восстановлению и строительству православных храмов.

Храм Димитрия Солунского на Благуше в Москве
Храм Димитрия Солунского на Благуше в Москве

Небесный покровитель

Дмитрий Павлов с детства был крещен. Бабушка часто водила его в церковь для причастия. Да, в тех годы гонений на Церковь только наши бабушки в белых платочках спасли Церковь. Во время Хрущева, который обещал показать последнего попа по телевизору, эти русские женщины – жены-мироносицы ХХ века – явили нашей стране истинную верность Христу. Семена, заложенные Богом в душу молодого Дмитрия через родную бабушку, должны были дать добрый урожай.

В молодые годы, вспоминает Дмитрий Борисович, проезжая на учебу на автобусе мимо храма у метро «Семеновская», задавался вопросом – почему он такой высокий красивый столько лет стоит разрушенным? Тогда он еще не знал историю порушенной обители - храма святого Димитрия Солунского.

В советское время в этом месте был завод с характерным названием САКИ, где изготавливали пластмассовые ручки, а до этого располагалось производство по утилизации церковной утвари. Все, что большевики изымали из соборов, монастырей и церквей переплавляли на драгметалл и продавали за границу.

Храм этот, появившийся на Благуше в начале 20-го столетия, был построен в честь святого Димитрия Солунского. Пути Господни неисповедимы и молодой Дмитрий Павлов сам того не ведая каждый день проезжал мимо храма своего небесного покровителя. И нет никаких сомнений, что Господь через своего избранника и исповедника пробуждал у Дмитрия истинную веру. И уже в зрелом возрасте, когда появились средства, Дмитрий Павлов воплотил свою давнюю мечту – возродил храм в честь своего патронируемого святого. Димитрий Солунский, жизнью оплативший свою веру в Господа Иисуса Христа, также является небесным покровителем всех православных воинов, поскольку сам был доблестным воином. По окончанию восстановительных работ на место возрожденного храма приехал Патриарх Алексий II, который сердечно поблагодарил благотворитетеля.

Меценат с особым теплом вспоминает редкие, но до сих пор незабываемые встречи со Святейшим. «На премии «Человек года» патриарх лично мне вручил награду в Храме Христа

Спасителя, – рассказывает Дмитрий Павлов. – Он был очень теплым человеком, умным, с вдумчивыми глубокими глазами. Я даже больше скажу – это был святой человек».

Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Царственных Страстотерпцев в Лондоне
Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Царственных Страстотерпцев в Лондоне

От Биробиджана до Лондона

Духовным окормлением Дмитрия Павлова уже несколько десятилетий занимается владыка Иосиф (Балабанов), ныне глава Бурятской митрополии. В 90-е годы он служил настоятелем Серпуховского Высоцкого мужского монастыря, по его инициативе возобновили почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся об исцелении от алкоголизма, наркомании и игромании.

Именно он и благословил Дмитрия Павлова и его друзьям заняться восстановлением разрушенных храмов Вознесенской Даниловой пустыни. Многие храмы тогда передавались Русской Православной Церкви. Причем, святыни, которые даже светские власти называют культурным наследием, возвращались в ужасном состоянии. Во многих из них были зернохранилища, склады химической продукции, МТС.

Такой же была и поруганная Давидова пустынь, которую основали святые отцы пять столетий тому назад. В конце 20-х годов прошлого века обитель по решению властей была закрыта, настоятель и братия репрессированы. В одночасье была загублена многовековая славная история древнего монастыря, преданы забвению подвиги его подвижников.

Понятно, что служба там не велась. Лишь с приходом настоятеля монастыря отца игумена Германа (Хапугина) там стала возрождаться духовная жизнь, состоялась за много лет первая Божественная Литургия – сначала в притворе храма, а когда уже восстановили Знаменский храм, начали служить в полноценном алтаре. Были вновь обретены святые мощи Небесного покровителя обители, преподобного отца Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца.

Владыку Иосифа за активную духовную деятельность и трудолюбие избрали епископом и перевели в Еврейскую автономную область – возглавить новообразованную Биробиджанскую епархию, там стоял один-единственный деревянный храм в честь Святителя Николая Чудотворца. «Помню, когда в первый раз приехали туда, в стенах храма были такие щели, что через них можно было улицу видеть, – вспоминает Дмитрий Павлов. – Зимой на службе стояли в шапках, хотя нельзя с покрытой головой стоять в храме, – до того было холодно».

Вместе со своими компаньонами он помог владыке построить в Биробиджане огромный кафедральный собор с церковной школой и большим епархиальным зданием. Со временем, когда владыку Иосифа отправляли служить на других кафедрах его духовные чада вместе с ним занимались храмостроительством и другими благотворительными делами в Симбирской, в Курганской и Бурятской митрополиях.

«Владыка настолько глубоко вошел в мое сердце и мою семью, что во всех важных событиях, начиная от крещения детей и заканчивая отпевания усопших, везде принимает активное участие», – признается Дмитрий Павлов.

Одной из ценных наград Дмитрий Павлов считает похвальную грамоту, полученную из Лондона. Еще задолго до объединения нашей Церкви с Русской православной церковью за рубежом, его попросили поучаствовать в строительстве храма в британской столице.

«И мы построили там церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святых Царственных Мучеников по всем православным канонам: с нашими луковками, крестами – сразу видно, что это русский храм, по примеру того, которые стоят в нашим городах и селах, – рассказывает благотворитель. – По этой причине меня удостоили грамотой. Тогда еще мой духовник сказал: «Какой же ты прозорливый, что помогал Заграничной Русской Православной Церкви! Ты видимо промыслом Божьим знал, что наши две церкви скоро объединяться!» Конечно, ничего этого я не ведал, просто помогал из-за личных отношений с батюшкой, который служил в Лондоне, отцом Вадимом».

Адвокат и благотворитель Дмитрий Павлов с митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским Иосифом
Адвокат и благотворитель Дмитрий Павлов с митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским Иосифом

Кроме того, Дмитрий Павлов вместе с товарищами участвовал в возрождении мужского монастыря в честь Нерутворного образа Христа Спасителя, который расположен в селе Клыково Калужской области – недалеко от одного из самых знаменитых в России монастырей – Свято-Введенской Оптины Пустыни. В 1924 году, после разорения святой обители, часть братии поселилась в селе Клыково, где молились в местном храме в честь Спаса Нерукотворного, построенного в начале XIX века. Однако в 1937 году этот храм был закрыт. За годы советской власти местный колхоз сначала использовал здание храма как зернохранилище, а потом приспособил под мастерскую по ремонту техники. Когда весной 1991 года храм был возвращен Церкви, то к тому времени он находилось в весьма плачевном состоянии: от его внутреннего убранства не осталось практически ничего, разрушен был даже пол.

Благотворители не только восстановили уникальный храм, но и на его основе по благословению священноначалия был создан мужской монастырь. В его со временем также появились церковь в честь священномученика Кукши Киево-Печерского, храм в честь Архангела Михаила, домовый храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских и колокольня. За труды в деле восстановления святой обители и постройке новых храмов наместник этого монастыря отец Михаил (Семенов) дважды удостаивал Дмитрия Павлова высоких церковных наград.

Мужской монастырь Спаса Нерукотворного в селе Клыково неподалёку от города Козельска Калужской области.
Мужской монастырь Спаса Нерукотворного в селе Клыково неподалёку от города Козельска Калужской области.
Церковь Троицы Живоначальной селе Хотеичи Московской области
Церковь Троицы Живоначальной селе Хотеичи Московской области

Также особых молитв и поминания о здравии Дмитрий Павлов удостоился от афонских старцев. Прежде всего за многолетнюю поддержку Пантелеймонова монастыря, который является по сути единственной «русской» обителью на Святой горе и за постройку скита святого Модеста, который стоит на земле греческого монастыря Симонопетра.

У самого нашего собеседника шестеро детей и все они не только крещенные, но и регулярно ходят в церковь на исповедь и причастие. Есть любимое святое место – это Давидова пустынь, где он старается посещать богослужение со своей семьей.

Он убежден, что нужно возрождать старые обители. Старое место намоленное, много лет там молились наши предки, там царит благодать Божия.

«Наши предки строили очень хорошо, и доказательства этому – храмы тех веков стояли, стоят и еще нас перестоят. Тому пример – храм Святой Троицы в селе Хотеичи Московской области, построенного в начале XIX века. Помню, как мальцом с пацанами лазили на колокольню в тогда еще разрушенной обители. Я там единственный благотворитель, потому что практически все жители деревень, что в округе, остались без работы – колхоз ликвидировали, маленькие артели тоже закрыли. Но с восстановлением церкви возродиться и старинное село», – уверен адвокат и благотворитель Дмитрий Павлов, и добавляет: Если возрождение России и будет, то лишь через духовное возрождение нашего народа. Другого пути для российского общества нет.

Об этом нам свидетельствует и вся история нашего Отечества. Поэтому наша обязанность прилагать все силы для дальнейшего процветания нашей Православной церкви и Родины.

Дмитрий Павлов с сыновьями
Дмитрий Павлов с сыновьями