Всем Доброго Аудиофильского!
Сегодня у нас разговорчик про эволюцию схемотехники магнитофонов. Будем смотреть как менялись схемы в перод с 1961го года по 1983й.
22 года эволюции!!! Посмотрим, что изменилось за это время!!!
Этак статья вторая часть большого обзора начатого здесь Второклашки рулят!!! Или 28 катушечных магнитофонов Второго Класса времен СССР.
1. Яуза 10
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_l/jauza10.html
Выпускался с 1961го года. Первый стерео-мафон в СССР.
АЧХ на 19й скорости 40 - 15 кГц.
Схема тут ламповая. Но не полностью. В блоке питания стоят германиевые диоды.
Сигнал с головки в режиме воспроизведения встречает пентод. Далее следует двойной триод, Межту половинками которого расположились схемы коррекции АЧХ с механическим переключением на разные скорости.
А вот выход на колонки интересный. Дело в том, что пред усилитель собран на двойном триоде. Но только он тут на оба канала. Т.е. одна половинка лампы за правый канал трудится а вторая за левый.
Ну и оконечный каскад на пентоде. По одному на канал. Далее трансформатор. Не двойной. По одному на канал. И динамики. Тоже раздельные.
В генераторе стирания-подмагничивания стоит пентод и одна уникальная лампа которая представляет собой триод-диод. Видимо на таких частотах в те времена твердотельные диоды еще не работали.
2. Комета МГ-209
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/kometa209.html
Этот магнитофон и по дизайну не обычный, и по расположению органов управления, и по названию. Эти буквы МГ...
В общем не простой магнитофон.
Выпускать его начли в 1969м году.
И мне пришлось дополнительно уточнять в каком же на самом деле году появились 315е транзисторы. Оказывается в 1967м.
Дело в том, что в этом магнитофоне этого добра столько, что только в оконочнике, что динамики раскачивает и только на выходном каскаде гермениевые транзисторы стоят.
Все остальное, а это 10 транзисторов тут кт315г.
Вот такая чудо-техника. 1969й год. МОНО!!! Но нашпигован!!! Транзисторы изначально разрабатывались для радио. Они могут аж 250 мГц шурупить. Это выше чем 108 мГц ФМ диапазона.
АЧХ правда на 19й скорости 40 - 12500. Что странно. Может опечатка? Кстати внимание!!! Перепровил. Это опечатка. В реальности 40 - 14 кГц.
3. Аврора-Стерео
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/awrora_mg.html
Выпускали с 1970го.
АЧХ 40 - 16 кГц.
А вот транзисторы здесь германиевые.
Ни одного 315го.
4. Маяк 201
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/majak201.html
1971й год.
Аппарат моно.
АЧХ 40 - 16 кГц.
Снова весь на германии. Переключение кривых коррекции на разные скосроти механичекое.
5. Астра 205
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/astra5_205_206.html
Аппарат 1973го года.
Мало того, что моно. Так еще и скорости летны 9 и 4.
АЧХ на 9й 40 - 12500.
А вот схема это нечто.
Тут сигнал с головки встречает ламповый триод.
Дальше следует двойной триод. А вот усилитель на динамик на германиевыех транзисторах.
Как и зачем и почему я ответить не могу...
6. Юпитер 201 стерео
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jupiter201s.html
1972год. На год ранее Астры.
Усилитель воспроизведения весь германиевый.
А вот в усилителе что на динамики на входе германий, дальше фазоинверсная цепь на кремнии и дальше оконечники на германии.
Переключатель АЧХ механический.
На 19й скорости 40 - 16 кГц держит.
315х тут нет. Там другой кремний затесался.
Видимо случайно мимо пробегал, а они его хвать "- Здесь стоять будешь!!!".
7. Яуза 212
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jauza212.html
1973й год. Снова моно.
Снова только 9 и 4.
На 9й скорости 40 - 12500.
Схема вообще жесть.
Сигнал сразу встречает двойной триод. Зачем нам отдельная малошумящая лампа? Зачем 315е? Можно двойной триод сразу на вход!!!
Дальше еще один двойной триод.
В ООС между первой его половинки стят цепи коррекции АЧХ. Хорошо хоть на землю стоят.
Дело в том, что вторая половинка этого триода это пред УНЧ.
Ну а на выходе пентод в тетродном включении. Хотя может это и опечатка? И антидинатронную сетку все таки подключили.
8. Юпитер 202
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jupiter202s.html
1974й год.
Германиевый. Целиком!!!
АЧХ 40 - 16 кГц.
9. Комета 212 стерео
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/kometa212.html
1975й год.
40 - 18 кГц.
Схема. Сигнал с головки встречает германиевый транзистор.
А вот дальше там сплошные 315е.
10. Маяк 203 стерео
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/majak203.html
1976й год.
АЧХ 40 - 18 кГц.
Схема. Сигнал с головки встречает германиевый транзиистор. А дальше стоит микросхема именуемая Операционный Усилитель.
11. Нота 203
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/nota202_203.html
1977й год.
Нет здесь микросхем!!!
Здесь вообще схема о 3х транзисторах. Кремниевых.
Но не 315х.
У этих максимальная частота всего 5 мГц. Но их почему-то всего 3 и хватает.
Вернее как микросхем нет. В схеме шумоподавителя есть и 315е транзисторы и ОУ.
А вот усилитель на наушники. Угадайте зачем он здесь? Он заодно еще усилитель сигнала для индикаторов уровня.
Там тоже батарея 315х.
12. Орбита 205
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/orbita204_205.html
1980й.
Угадайте что здесь.
Здесь германий на усилителе записи-воспроизведения. Германий в преде.
А вот мощник на колонки кремниевый. Причем первый магнитофон в этом обзоре в котором я вижу диф-каскад в мощнике. Зачем он здесь???
АЧХ 40 -16 кГц. Т.е. он аутсайдер по звуку для этой эпохи но с диф-каскадом.
13. Маяк 205
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/majak205.html
40 - 18 кГц.
1979й год.
Германиевый вход. Дальше коррекции АЧХ и операционник. Отличие от более раннего Маяка в том, что стабилизатор на питании ОУ выкинули. Там транзистор в режиме стабилитрона стоял.
14. Юпитер 203 стерео
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jupiter203.html
Тоже 1979й год.
Но аж 35 - 20 кГц могет.
А по схеме так у него там сплошные 3107 малошумящие стоят.
Причем даже там где у Высшего Класса тех лет 315е.
Как говорится не даром его на экспорт делали.
15. Астра 209
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/astra209.html
АЧХ 31 - 21 кГц.
1980й год.
На входе 3102 а дальше понеслась эпопея на 315х.
Мощник с диф-каскадом. У Юпитера кстати без него.
15. Яуза 209
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jauza209.html
1980й.
Ну что вздрогнем? Уже есть содрогание от этого бренда?
Но не тут-то было.
Тут и 19я скорость есть.
И АЧХ 40 - 20 кГц.
И схема на входе 2 штуки 3102 а за ними ОУ.
Правда на выходе в цепях ООС схемы коррекции АЧХ управление которыми идет куда-то в дебри корпуса. Где механический переключатель заведует вопросом.
Т.е. все равно чутка дрыгает конструкция.
16. Снежеть 204
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/snevet204s.html
1981й год.
40 - 20 кГц.
Софт-тач управление. Есть шумодав.
Схема как у Высшего Класса но с косяками.
На входе 3102 аж 2 штучки. Дальше 315е.
Одна проблема. Тут как у Олимп 004 накосячили. Поставили 315е на коммутацию цепей АЧХ.
А провода управления на другой модуль отправили. Т.е. цепи всеми наводящимися шумами модулируют полезный сигнал и по частоте смещая частоты перегибов АЧХ-коррекции, и по амплитуде.
А в остальном Высший Класс. Такое безобразие даже на Олимп 004 встретить можно.
При этом здесь сквозной канал и отдельная плата усилителя записи. С другой схемотехникой.
17. Сатурн 202
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/saturn202s.html
Выпускали с 1983го.
АЧХ 40 - 20 кГц.
Механическое управление как у Маяка.
Но вот схема...
Встречает сигнал 3102. Дальше следует хитрая сборка на 2х полевиках в виде одной детальки.
Ей помогает еще один полевик. В этой месте просиходит управление кривыми АЧХ. А дальше уже за дело принимаются операционники.
Но это не все. Тут 3102 стоят даже в крутилках тембр-блока.
Видимо 315х на всех не хватало. Хотя они здесь тоже есть.
Но руки почему-то так и чешутся половину 3102 выпаять и винил-корректор на них сообразить. А вместо них 315 поставить.
*************************************************************************
Вот такая парадоксальная история развития схемотехники в магнитофонах второго класса.
То поставят хорошие транзисторы, то потом упростят. То старые транзисторы залежавшиеся на складе ставить начнут в пару к новым микросхемам. То почему-то снова схемы без микросхем. А уж как лампы беспределят.
Я еще видел схему где двойной триод используется как
1. одно плечо пред усилитель.
2. генератор подмагничивания.
В одной лампе. Но этот магнитофон в обзор не попал.
Вот такая история. Продолжение следует. Будут тесты на звук.
Спасибо, что дочитали!
Так же на канале постепенно выходит каталогизатор содержимого. Вы можете перейти на него кликнув по ссылки ниже.
Читайте так же свежие публикации, по темам:
Ламповые Усилители
Бархатная Лампа или 4 ламповых усилителя с бархатным звуком!!!
Современные Виниловые проигрыватели
MAG-LEV Audio ML1 - Шедевр Инженерной Мысли!!!
Современные Сетапы
Аудиофильство для Умно-Жадных!
Инженерные разговорчики
Лампа vs Транзистор - инженерный разговорчик о природе некоторых искажений!
Как записывают музыку на студиях. Часть 1. Важная основа звукозаписи.
А так же по теме Техника СССР. Катушечные магнитофоны.
Читай лист 16. Техника СССР. Катушечные магнитофоны
***