Найти тему
Италия для меня

Ватиканская пинакотека. Рассказываем, как папы открыли одну из величайших в мире галерей

Оглавление

Зачастую, приходя в Ватиканские музеи, посетители уделяют свое внимание лишь знаменитой Сикстинской капелле. Несмотря на ее несомненное великолепие, не стоит думать, что это единственный шедевр Ватиканских музеев. А как же чудесный свет «Мадонны ди Фолиньо»? Или лучезарная радость «Музицирующих ангелов» Мелоццо? Эти сокровища живописи хранятся в Ватиканской пинакотеке, о которой сегодня и пойдет речь.

Ангелы Мелоццо стали одной из визитных карточек Рима
Ангелы Мелоццо стали одной из визитных карточек Рима

Когда появились первые пинакотеки?

У слова «пинакотека» древнегреческое происхождение. Там два корня, один означает «доска», «картина», другой – «хранилище». Пинакотеки существовали уже в эпоху Античной Греции, тогда так называли специальные помещения для хранения картин, которые были открыты для посещений гражданами.

Древние римляне сохранили эту традицию. Знатные патриции, имеющие достаточно средств и вкуса, стали собирать произведения искусства, выставляя их затем в специально выделенных для того комнатах в своих виллах. С приходом Средневековья пинакотеки, разумеется, пришли в упадок и возродились уже с началом эпохи Ренессанса, когда картинные галереи вновь стали обретать своим поклонников.

История Ватиканской пинакотеки

Папы собирали искусство на протяжении многих десятилетий. Кто-то это делал во славу Божию, кто-то просто из любви к прекрасному, кто-то для того, чтобы прославиться и показать могущество Церкви, ну и свое собственное заодно. Что же касается, официального основания Ватиканской пинакотеки, то оно состоялась лишь в 1790 году по инициативе папы Пия VI.

Имя Пия VI связывают с  восстановлением культурного великолепия Рима после правления папы Бенедикта XIV
Имя Пия VI связывают с восстановлением культурного великолепия Рима после правления папы Бенедикта XIV

Газета Diario Оrdinario осветила это событие таким образом:

«Благодаря щедрости святого отца музей пополнился большим собранием тщательно отобранных картин – исключительно подлинников самых прославленных художников прошлого и современности».

Но время явно было выбрано неудачно. Уже в 1797 году значительная часть собрания была отправлена в Париж по приказу Наполеона Бонапарта. Благо, ненадолго. В 1815 году, благодаря решению Венского конгресса и деятельности скульптора Антонио Канова, который был тогда главным Инспектором изящных искусств, шедевры вернулись на родину.

Долгое время они располагались в личных покоях папы римского, а потому их были вынуждены неоднократно перемещать из одного помещения в другое. Наконец, в 1908 году было принято решение выделить для коллекции специальное помещение в одном из крыльев Апостольского дворца, где вскоре и произошло торжественное открытие пинакотеки для публики.

Ватиканский или иначе Апостольский дворцом сегодня - официальная резиденция папы римского
Ватиканский или иначе Апостольский дворцом сегодня - официальная резиденция папы римского

Пинакотека сегодня

Здание в Ватиканском саду, в котором Пинакотека располагается сегодня, было построено архитектором Л. Бельтрами в 1932 году. Его создание было инициировано папой Пием XI, так как за прошедшее время благодаря как приобретениям, так и пожертвованиям, коллекция существенно разрослась.

Внутри постройка разделена на 18 залов, в которых в хронологическом порядке выставлено около 470 шедевров
Внутри постройка разделена на 18 залов, в которых в хронологическом порядке выставлено около 470 шедевров

Основную часть собрания, что не удивительно, составляют работы на религиозные темы, выполненные итальянскими мастерами. Но есть также, хоть и небольшая, но отличная, коллекция византийского искусства, которую приобрел папа Пий X.

Кажется, что 18 залов не так уж и много, но, учитывая количество в них шедевров, стоит выделить на посещение 3–4 часа уж точно. Тут можно увидеть и «Преображение» Рафаэля, и «Венчание Богоматери» Филиппо Липпи, и «Святого Иеронима» да Винчи.
«Преображение» — последняя картина Рафаэля, над которой Рафаэль работал вплоть до своей смерти в 1520 году
«Преображение» — последняя картина Рафаэля, над которой Рафаэль работал вплоть до своей смерти в 1520 году

@ Анастасия Шилова

А вам уже удалось побывать в Ватиканской пинакотеке?